Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Эстетика, философия искусства, искусствознание
Содержание:
- 05 марта 2023
- 9 минут
- 463
Основные понятия традиционной эстетики сложились ещё в древнегреческой науке. Однако тенденции современной науки и влияние внешних факторов большую часть этих понятий радикально перевернуло.
Эстетика и философия искусства
Ядром эстетики на фундаментальном историческом уровне всегда являлись две проблемы:
- Вопрос о природе эстетического.
- Вопрос о своеобразии искусства.
В первой ситуации эстетическое подразумевалось под понятиями красоты, прекрасного, возвышенного. Во втором случае своеобразие искусства подразумевало под собой нечто большее, нежели чем просто новоевропейское категорийное искусство. Понятие эстетики в обоих смыслах отождествляется с философией искусства и прекрасного. И это, в свою очередь, считается символом старой эстетики, или иными словами классической.
Такое восприятие эстетической науки, которая прямым образом обращается к античности не совсем правильное. Но справедливо будет заметить, что понятия "философия искусства" и "эстетика" не совпадают между собой ни по содержанию, ни по объёму. Кроме того философия искусства не входит в состав понятия эстетики. В силу этого, логично будет сделать вывод, что понятия "философия искусства" и "эстетика" не вид и род, а понятия, которые перекрещиваются между собой.
Эстетика и философия искусства обе имеют темы, которые не изучаются в одной или другой науке. Так, в эстетики поднимаются вопросы, которые никоим образом не связаны с философией искусства. Например, эстетический опыт, эстетическое сознание, социально-культурная детерминация эстетического видения мира, место и функции эстетического в жизни и культуре и многие другие.
В свою очередь, философия искусства, например, изучает проблемы, которые не имеют ни малейшего отношения к эстетике. Например, проблемы, связанные с определением или прояснением того, что такое искусство и произведение искусства. Более того, вопрос о непостоянстве искусства также присущ исключительно философии искусства. А также ещё множество вопросов, на которые ищет ответы данная наука: исследование феномена культуры в искусстве и зависимость его понимания в определённый исторический период, и принадлежность к той или иной цивилизации; анализ связей искусства и других областей культуры; определение истинного описательно-оценочного характера двойной направленности философского изучения искусства; описание характерных особенностей искусства и его функций, которые периодически меняются вместе с переменой эпох и цивилизаций, определение роли искусства в жизни человека и общества в целом; формирование и объяснение категорий искусства, а также их взаимосвязь с другими, более абстрактными категориями искусства; формирование принципов, для исследования и изучения эволюции искусства; раздел истории искусства на составляющие её этапы; определение стилей искусства и пояснение причин, почему одни стили сменяются другими, почему одни исчезают, а на их месте появляются другие; рассмотрение современного искусства и определение его роди в жизни человека и общества в целом
Дело обстоит таким образом, что многие проблемы всё же затрагиваются эстетикой так или иначе, но обстоятельно исследовать данные вопросы в задачах эстетики не стоит. Чаще всего получается так, что при обсуждении данных проблем, эстетикой, как наукой, делаются вовсе не самостоятельные выводы, а скорее высказываются положения, которые уже были описаны в философии искусства.
Подытоживая рассуждения о связи эстетики и философии искусства, можно смело утверждать, что хоть основные положения и содержание философии искусства и относится к эстетике, всё же не стоит забывать, что вопросы, которые исследует философия искусства, в большинстве своём имеют внеэстетические аспекты. При этом эстетическая составляющая и внеэстетическая настолько сильно синтезированы между собой в философии искусства, что при их разделении получается искусственная конструкция, в которой теряется трактовка самого эстетического измерения искусства.
Эстетика и искусствознание
Различия между эстетикой и искусствознанием заключается в степени общности и в характере связи с эмпирической реальностью. Искусствознание по своему даже теоретическому направлению скорее напоминает художественный опыт, и при этом всегда должно указывать пути эмпирической проверки своих теорий. Эстетика, в свою очередь, имеет более абстрактное понимание, в силу этого её концепции исходят совокупного, нечётко разделённого опыта эстетического восприятия и понимания искусства в целом, нежели от определённых произведений искусства.
Исходя из вышесказанного, более высокая степень абстрактности и спекулятивности обеспечивают эстетику более широким кругозором, нежели искусствознание. Однако это не всегда положительно влияет на развитие и формирование эстетических концепций, ведь именно широта кругозора внедряет неточности в изучение и постановку концепций в эстетике, из-за чего многие концепции оказываются лишь схематичными и метафизическими.
В искусствознании отдалённые прогнозы развития искусства достаточно сдержанные. Широта кругозора эстетики даёт ей возможность, прокладывая в будущее важнейшие очертания нынешнего развития, обозначать ту грань их спада, которая формирует более обширную, чем у искусствознания перспективу развития современного искусства.
Искусствознанию до сих пор присущи разговоры о том, что искусство и его развитие подчинено каким-то законам и закономерностям. В свою очередь, в эстетике уже давно отказались от такого подхода и говорят, что динамичное развитие искусства и смена стилей не подчинено никаким логическим законам, процессы в искусстве не подвержены влиянию прямых повторений. Из этого следует, что в эстетике не существует универсальных законов, которые характерны, например, для физики или математики. Естественно, такое положение дел не исключает наличие в искусстве устоявшихся правил и тенденций. Именно их нахождение и исследование является основной задачей эстетики и искусствознания.
Различия эстетики и искусствознания
Различия искусствознания и эстетики заключается в типах их объективности, которые они выдвигают в качестве идеалов методологии. Таким образом, можно смело говорить о том, что эстетика менее субъективна, чем искусствознание, в силу того, что последнее менее свободно от оценочных суждений об искусстве.
Трудность в исследованиях искусства в том же направлении, как и исследование природы, заключается в том, что учёные не могут объективно судить о происходящем, не имеют возможности дать оценку, не зависящую, от их собственных представлений об искусстве. И представители эстетики, и представители искусствознания живут в настоящем времени и не могут никак отделиться от традиций и стилей своего времени.
Реальность искусства может быть рассмотрена только в том виде, посредством которого она проходит фильтр оценочных суждений, остающихся неявными. В искусствознании оценочные суждения отделить гораздо легче в силу того, что они по своему обыкновению находятся гораздо ближе к эмпирическому данному искусству, которое вовсе не претендует на широкие обобщения.
В конечном итоге, слагаемые искусствознания – это направления, конфликтующие между собой, перманентно находящиеся в состоянии спора. Противоречия разных мнений присуще искусствознанию более, чем философии искусства.
Навигация по статьям