Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Основы философского анализа общественной жизни
Содержание:
- 05 января 2024
- 14 минут
- 512
Общество как предмет философского анализа
История общества формировалась в пространственно-временных условиях его бытия из исторических этапов – эпох культур, цивилизаций, которые характеризовали суть и специфические особенности человеческой деятельности. В силу этого, логично говорить о том, что именно формирование и функционирование общества, его социальное бытие и формы, законы и факторы развития, типы и виды социальных общностей, сферы жизни и представляют собой предмет данного раздела философии. Одним словом, системообразующие институты общественной жизни.
Общество как составляющая объективной реальности
Важно заметить, что это не простая часть, а именно социальная, которая наделена разумом и обладает способностью изменять мир. Частью данной реальности являются и люди – индивиды, личности, персоны, более того, различные объединения людей также составляют реальность, здесь говориться о социальных группах, общностях и институтах. Такая часть объективной реальности называется социум.
Данное определение отражает специфические особенности философской концепции Л. Зеленова.
Сущностное понимание общества
Общество, в первую очередь – это исторический продукт деятельности людей. Опираясь на данное положение вполне логично говорить о сущности человечества, человеческого рода, социума, сфер общественной жизни и самого общества, потому что истоком подобных категорий представляется человеческая деятельность.
Деятельность представляет собой функциональный стержень социума. Деятельность подразумевает под собой конкретные социальные и общественные потребности и способности, которые схожи с родовыми силами индивида и общества. Очевидно, что потребность всегда была побудителем или стимулом человека и общества, а способность – деятельной силой. По своему существу человеческая деятельность способна генерировать самые различные социальные и общественные отношения, при этом одновременно с этим создаёт для них соответствующие институты. В этом и состоит деятельностная парадигма формирования социума и общества. В силу этого, можно утверждать, что деятельность и творчество являются факторами социального и общественного развития.
Вся суть в том, что по своему определению человечество и человеческий род совокупностью собственных качеств создаёт в своём окружении специфическое поле бытия, оно состоит из:
- Технических систем ("вторая природа" – технико-техническая, индустриально-информационная среда, воссозданная человеком).
- Экологических систем (сады и парки, бульвары и набережные, иными словами весь преобразованный человеком животный и растительный мир).
Это объясняет тот фак, что, говоря об обществе, подразумеваются, в том числе и технические, экологические образования, а не только демографические. По сути они общественные, поскольку созданы они человеком в процессе деятельности.
Системообразующая роль институтов общественной жизни заключается в их наиболее важном предназначении для общества и его целостного функционирования.
Общество представлено людьми в совокупности общественных отношений и институтов, которые являются результатом их деятельности. Существование общества не представляется возможным вне деятельности человека, поскольку именно деятельность генерирует всю систему общественных отношений и деятельность институтов, которые для них характерны.
Из всего этого можно утверждать, что общество является особой частью объективной реальности.
Ступени развития общества
Степень развития общества во многом зависит от развитости общественных отношений и институтов, а также исторической ступени развития. Здесь имеется в виду первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, индустриальная, информационная и все последующие.
Можно использовать и другую методологию общественного построения – региональную, с политико-экономическими и социальными особенностями бытия: латиноамериканская, азиатская, европейская, африканская модели общества. При этом будет достаточно целесообразно выделить базовые формы общественной деятельности, иными словами значимой во всех сферах общественного функционирования. Такие формы имеют конкретное содержание, которое основывается на исторической предопределённости. Они возникают в момент, когда потребности общества соответствуют его потенциальным возможностям и приобретают очертания организационной основы общественной жизни, в определённом качестве, которое крайне необходимо обществу.
До этого момента различные виды деятельности, которые получают развитие внутри общества, носят чисто предметный характер. Изменение предметного вида деятельности на базовую форму общественной деятельности, иначе говоря, системообразующую для жизни общества – довольно сложный и длительный процесс не только в общественном пространстве, но и во времени. Сферы жизни общества определённо, проходят этап становления в реальности, объективно представляют собой всеобщую потребность их собственного бытия и с функциональной точки зрения формируют взаимосвязанный состав базовых форм общественной деятельности – экономической, оборонной, педагогической, научной, художественной, медицинской, физкультурной и т.д.
Все перечисленные сферы только формально самостоятельные, при этом на функциональном уровне они необходимы для жизни и деятельности всего общества. Сообразно этому, не каждая профессиональная деятельность имеет возможность стать системообразующей для общественной жизни, это может быть только та сфера, без которой общественное бытие не может быть всесторонним и единым.
Формирование сфер общественной жизни
Становление экономической сферы общественной жизни происходило по принципу появления базовой формы общественной деятельности. Этот процесс был достаточно сложным с эволюционной точки зрения, начиная с первобытнообщинного строя, когда происходило зарождение экономических отношений через первичную хозяйственную деятельность.
Схожим был процесс формирования и других сфер общественной жизни. Если конкретизировать, то параллельно с хозяйственными отношениями строились и отношения защитного вида. Имеются в виду оборонные, объективированные общественной потребностью по отражению реального и возможного нападения со стороны соседних племён, а с рабовладельческого общества – потребностями зарождающегося государства.
С функциональной стороны хозяйственная, ремесленная и оборонная деятельность требовали серьёзной организации, подготовленных людей, определённых знаний в теоретической области, а также расчётов по её осуществлению. Такими сферами становились сферы управления, педагогики и науки. Более того, важно упомянуть сферы общественного функционирования, которые давали возможность нормального общественного существования. Здесь говорится о сфере медицины, физической культуры, искусства, экологии, общественной безопасности и т.п.
Процесс формирования сфер общественной жизни происходил по мере созревания общественных потребностей и способностей, которые обуславливали развитие базовых форм общественной жизни. Из всего этого становится очевидно, что сферы общественной жизни образовывались исторически, основываясь на базовых формах общественной деятельности как самостоятельные системообразующие институты жизни общества, с характерными функциями, внутренней структурой, традициями, принципами, нормами и культурой.
Сферы общественного развития
Согласно марксистской традиции, существовало четыре сферы общественного развития:
- Экономическая сфера.
- Политическая сфера.
- Социальная сфера.
- Духовная сфера.
Логично, что такое сферное построение не могло в полной мере передать все сущностные потребности общества. Оно было типологически некорректным, имело идеологизированную окраску, что опровергало научный подход и, что самое важное, явно обедняло теорию целостного, всестороннего, гармоничного общественного развития. При этом нивелировало базовые формы общественной деятельности, без которых вряд ли можно было представить нормальное функционирование общества.
Новая методология сферного построения общественной жизни базировалась на десяти сферах:
- Экономическая сфера.
- Экологическая сфера.
- Управленческая сфера.
- Педагогическая сфера.
- Научная сфера.
- Художественная сфера.
- Медицинская сфера.
- Физкультурная сфера.
- Оборонная сфера.
- Сфера общественной безопасности.
Формирование каждой сферы было обусловлено общественными потребностями и способностями, которые реализовывались в процессе общественной деятельности, как базовыми, которые сыграли мотивационную роль в становлении системообразующих институтов общественной жизни с нормами, которые для неё характерны, а также принципами, правилами и культурой.
Важно понимать, что процесс общественного сферирования не может считаться завершённым. Новые потребности общества посредством конкретной деятельности влияют на общественные отношения, тем самым способствуют формированию новых институтов, часть которых могут быть в будущем системообразующими для общественной жизни.
Вместе с тем, стоит отметить, что параллельно развитию общества, вызревает новая наука – сферология. В качестве предмета исследования она возьмёт формирование, функционирование и развитие сфер общественной жизни. Результаты исследования помогут более предметно выделить необходимые теоретико-функциональные продукты, которые обеспечивают целостность, всесторонность, гармоничность общественного развития – стратегий, концепций, программ, доктрин на федеральном и региональном уровнях.
Важно понимать, что характер общественных отношений, соответствующий обществу в целом, сферам общественной жизни, в частности, связан взаимными отношениями с политическим процессом. Разные политические процессы по-разному подходят к сферному построению общественной жизни. К примеру, демократический и тоталитарный режимы, основываясь на присущих им властных механизмах, представляют предмет оценки конкретного исторического этапа. Он будет либо прогрессивной, либо регрессивной направленности.
Навигация по статьям