Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Философское учение о развитии общества

Содержание:

Концепции общества в истории философии. Понятие общества

Многие науки изучают общество как объект. В основной массе это "науки о духе". Здесь история, социология, этнография, культурология и т.п. Также общество является специфическим предметом философской рефлексии. Отличие философии от научных дисциплин заключается в том, что она делает акцент на аксиологическую составляющую общества. Обращая внимание на проблемы значения и цели истории, уделов и перспектив человечества, направленности исторического процесса, слаженного социального порядка, адекватных и неадекватных действий людей в истории и многое другое, что не касается вопросов развития структуры и механизмов общества.

Философия – это та наука, которая раскрывает не только объективные знания относительно общества и истории, но и предлагает систему ценностей. С их помощью можно выразить представление об обществе и месте человека в нём. Философское знание в этом контексте приобретает мировоззренческие очертания касательно вопросов об обществе и человеке, таким образом, объясняя его очевидную природу.

Философия создаёт единый облик истории и исторических процессов, частным наукам об обществе эта функция недоступна.

Пример 1

Французский философ Э. Калло говорил, что философская наука способна одновременно объяснять исторические данные и синтезировать их, философы, в свою очередь, изучают историю, чтобы показать, как все события подчинены законам и целям.

Теория идеального государства Платона

Открытие в мире концепций общества и государства совершил ещё Платон. Он представил миру свою теорию идеального государства. Он уже тогда понял, что для достижения общего блага, что, по его мнению, является конечной целью государства, необходимо подчинить частные интересы людей. Согласно его воззрению, идеальное государство делится на три касты: философы или правители, воины или стражи, ремесленники и земледельцы. Такое разделение Платон сделал, опираясь на представление о составляющих человеческой души: разум, ярость, вожделение. Мыслитель утверждал, что душевные свойства человек приобретает ещё до рождения, а рождается представителем определённой касты.

Относительно государства он рассуждал в таком русле, что оно также может быть мудрым и честным, если его правитель наделён такими душевными свойствами. В силу того, что мудростью, по мнению Платона, наделены только философы, значит, они и являются наилучшими руководителями. Воины должны защищать от всех врагов. Роль ремесленников и земледельцев заключается в обеспечении всеми необходимыми материальными благами общество. Жизнь в государстве справедлива, если представители каждого сословия добросовестно подходят к выполнению своих обязанностей. Для этого земледельцам и ремесленникам нужна семья и собственность, остальные в этом не нуждаются.

Средневековая философия общества

В средние века философские воззрения на природу общества кардинально изменились. Сформировалась новая линейная концепция исторического процесса. История зарождается с момента грехопадения первых людей, а заканчивается в конечно итоге Страшным судом и вторым пришествием Христа.

Ключевыми идеями этого времени являются концепции, предложенные Аврелием Августином. Суть его воззрений заключается в том, что история человечества – это нескончаемая борьба добра со злом, а также процесс, направленный на спасения человечества во имя обретения им потерянного единства с Богом.

Философские представления эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения философы так же, как и в другие периоды развития общества, интересовались социальной составляющей. Ведущей фигурой этого времени стал Н. Макиавелли, который подошёл к проблеме общества и государства с новой стороны и принципиально изменил представления человека. Мыслитель утверждал, что политика должна стать свободной, в первую очередь, от философии, а также от других внешних установок. Церковь, этические нормы и др. не должны влиять на политику. Она должна быть свободной.

Политика – это сфера действия, цель действия – власть. Н. Макиавелли говорит о том, что цель оправдывает средства, а значит, всякий правитель может удержать власть любыми доступными способами. Среди самых эффективных инструментов удержания власти философ называет любовь и страх. Но уточняет, что страх – более сильное оружие, нежели любовь.  Природа человека такова, что он по сущности своей достаточно зол, а значит, правитель просто обязан сдерживать неблагоприятные поступки страхом наказания.

Данная концепция совершила в мире философии серьёзный переворот, ведь ее предметом стала политика действительности, а не идеализированное общество с умозрительными конструкциями.

Философские взгляды на общество в Новое время

Новое время тоже подарило миру свои оригинальные идеи и концепции относительно общества и политики. Концепция естественного права и общественного договора заняла ключевое место на позициях философского учения.

Пример 2

Относительно концепции естественного права и общественного договора Т. Гоббс высказывался, что человечество постоянно находится в состоянии соперничества, иными словами идёт война всех против всех. А заключение общественного договора – спасение для всех.

Определение 1

Общественный договор – это специфическая форма договора каждого с каждым, в основе которого лежит передача общей власти права управлять собой.

Тот факт, что человечество пришло к пониманию необходимости заключения общественного договора, говорит о переходе к гражданскому обществу. Наличие государства является определяющим признаком гражданского состояния. Заключение данного договора подразумевает передачу людьми своих прав власти держателю. Все ему подчиняются. Т. Гоббс также отмечал, что по общественному договору не все права передаются правителю. Подданные сохраняют за собой право на жизнь, право не свидетельствовать против себя, право на решение семейных дел, право на выбор места жительства, а также права покупать и продавать.

Замечание 1

Д. Локк уточнил и дополнил естественные права, которые не могут быть отняты у человека от рождения и до смерти. Среди них право на жизнь, свободу и собственность. Именно на основе этих прав и базируются все гражданские законы.

Концепцию общественного договора постоянно совершенствовали и предлагали её новые формы. Философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо утверждал, что люди всё же по природе своей добры, а значит, их естественному состоянию характерны счастье, простота и свобода. Переход от естественного состояния общества к гражданскому породил неравенство, поскольку основой последнего является частная собственность. Именно гражданское общество делает человека злым. Общественный договор в этом случае сможет сохранить справедливость гражданского состояния. Согласно положениям общественного договора каждый человек – подданный и суверен в одном лице, это и есть гражданин, по мнению Ж.-Ж. Руссо.

Идеалистические концепции философии

До середины XIX в. философская наука находилась под покровительством двух идеалистических концепций: субъективистской и объективистской. Придерживаясь концепции исторического субъективизма, можно утверждать, что развитие общества происходит благодаря действиям великих людей – правителей. От их действий напрямую зависит то или иное историческое событие. В купе эти события являются определяющим фактором хода истории.

Говоря об историческом объективизме, стоит сказать, что главную роль в истории играют надличностные силы. Здесь имеются в виду божественная воля, Абсолютная идея, Мировой дух. Процесс развития общества зависит от характера целей, но никак не от воли определённых личностей.

Конец XIX – начало XX вв. ознаменован новыми взглядами философской науки на историю. Сформировалось мнение, что исторический процесс не носит линейный характер, а является цикличным. История человечества представилась как ряд приходящих друг другу на смену цивилизаций.

Замечание 2

Цивилизованный подход обязан своему существованию Ф. Ницше, , О. Шпенглеру, М. Веберу, А. Тойнби. Дальнейшее развитие идей цикличности произошло благодаря М. Блоку, Л. Февру, Ж. Ле Гоффу, Ф. Броделю.

Современные концепции философии

Современная философия также не смогла прийти к единому мнению о формировании и происхождении человеческого общества. Сегодня существует несколько подходов: формационный и цивилизационный. Несколько концепций: линейная, циклическая и др. Такая ситуация является отражением многообразной действительности исторической жизни людей, которая не может отвечать лишь одной определённой концепции философии. Такое разнообразие концепций является скорее достоинством современной науки.

Определение 2

Общество – это единая самоорганизующаяся система отношений между людьми.

Смысл общества состоит в том, что люди взаимодействую между собой, при этом общество является процессом взаимодействия, формой и результатом.

Определение 3

Общественные отношения – это взаимодействия между людьми, которые носят устойчивый и значимый характер, и в них индивидуальное отождествляется с социальным.

Общественная структура складывается из нескольких сфер:

  • Экономическая.
  • Политическая.
  • Социальная
  • Духовная.

Каждая сфера призвана удовлетворять определённый круг потребностей человека. Экономическая сфера соответствует материальным потребностям. Потребности в порядке организовывает политико-правовая, социальная сфера отвечает потребности в общении, а духовная ответственна за самореализацию и развитие личностных способностей.

Являясь целостной системой, общество состоит из связанных элементов. В силу этого стоит отметить, что ослабление работы хотя бы одной подсистемы, ведёт к негативному результату всей. Более того, существуют общие законы и положения, которые реализуются во всех сферах, регулируя их действия.

Общество – это система, из которой невозможно удалить даже одну её подсистему, не задев другие и не причинив урон. При этом каждая сфера общества тоже целостной системой с множеством элементов.

Навигация по статьям

Выполненные работы по философии
  • Философия

    Жизнь и философия Сократа

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      800 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Научные революции и смена типов рациональности

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    акон единства и борьбы противоположностей

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      19 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      6 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Наука как предмет философскометодологического анализа

    • Вид работы:

      Презентации (PPT, PPS)

    • Выполнена:

      15 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      2 300 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Российская идентичность и межкультурные коммуникации

    • Вид работы:

      Самостоятельная работа

    • Выполнена:

      13 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    проблематика основных отраслей философского знанияонтология философское учение о бытии

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      6 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      1 500 руб

    Заказать такую же работу