Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Различные формы общественного сознания и их содержание
Содержание:
- 08 января 2024
- 37 минут
- 3621
Социальная общность – это социоисторическая система, которая представляет собой сложнейшую структуру, жизнедеятельность которой зависит от ряда феноменов внутреннего и внешнего происхождения. Здесь могут быть и природные, и социальные явления, процессы и т.п. Все эти факторы оказывают влияние на жизнеспособность социальной системы, а также возможности её развития. Самым важным среди всех факторов является общественное сознание как единый фактор, так и его отдельные формы.
Формы общественного сознания
Содержание общественного сознания состоит из совокупности философских, политических, религиозных, нравственных и других видов идей, взглядов, концепций, мнений, переживаний, которые усваиваются крупными группами людей, руководствующихся этими представлениями в собственной жизни.
Формы общественного сознания:
- Религиозное сознание.
- Моральное сознание.
- Эстетическое сознание.
- Философское сознание.
- Политическое сознание.
- Правовое сознание.
- Научное сознание.
Общественное сознание по своему происхождению показывает реальное общественное бытие определённого сообщества людей, в определённое время его существования. Более того, общественное сознание в конкретных случаях может не соответствовать общественному бытию, поскольку оно имеет тенденцию к саморазвитию.
На позициях аспектного подхода выделяют различные формы общественного сознания и его уровни. Происходит рассмотрение общественного сознания по уровням, что даёт возможность оценивать идеологию в качестве уровня общественного сознания и в качестве способа духовной деятельности человека.
Вместе с тем такое мировоззрение подходит для объяснения жизнестойкости различных фетишистских форм общественного сознания, именно это даёт возможность отделить характер мотивации деятельности человека от содержания идей на двух уровнях, и на общетеоретическом, и на обыденном.
Исследование общественного сознания в плане бытия "горизонтальных структур" общества дают возможность сделать вывод, что любой социальный слой, любая страта, класс, сословие и т.п. представляют свои идеологии, более того, они выступают с требованием их учёта, базируясь на конкретных характерных им признаках бытия. Это говорит о том, что в любом социальном пространстве имеется многовекторность общественного сознания.
Аспектный подход подразумевает, что общественное сознание может представлять не только бытие общества, но и определённую сторону человеческой деятельности, саму жизнь общества и человеческую жизнь. Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что общественное сознание – это не только регулятор жизнедеятельности общества, но и одновременно потенциал моральной составляющей общества, в котором даже в самых идеализированных концепциях существуют полезные и рациональные основания для их совершенствования.
Общественное сознание состоит из двух уровней:
- Уровень обыденного сознания.
- Уровень теоретического сознания.
Обыденный уровень общественного сознания
Обыденный уровень общественного сознания представляет собой совокупность разного вида и типа воззрений, отражающих присущие им связи в явлениях бытия всех сообществ людей, которые охватывают этнические, национальные, классовые, кастовые, сословные и иные сообщества.
Представляется возможным, что знания на обыденном уровне общественного сознания могут быть истинными. При этом всё зависит от содержания и "зрелости" явлений, сформированных на основе воззрений, а также тех субъектов, которые формулируют эти воззрения.
Теоретические уровень сознания общественного бытия
Теоретический уровень общественного сознания являет собой совокупность систематизированных видов воззрений, отражающих сущностные закономерности бытия общества. Его исследование происходит в разных интерпретациях и это показывает направления его развития. Важно отметить, что основное предназначение теоретического уровня общественного сознания является применение его во многих идеологиях, отражающих закономерности развития общества, полагаясь на мнения и интересы те или иных классов, социальных общностей или институтов.
Естественно, идеология не лишена познавательного свойства, однако от науки её отличает преобладание классового или национального интереса.
Общественное сознание сравнимо с человеческим разумом в контексте того, какое влияние оно оказывает на духовную сферу общества. Стоит отметить, что общественное сознание обуславливается теорией и практикой социальной регуляции. Общественное сознание помогает обществу формировать принципы общественного правопорядка, осуществлять согласование усилий индивидов, различных социальных групп общества в разрешение спорных вопросов относительно общественного развития, а также принимает участие в формировании согласованной общественной позиции по основным направлениям в политической, экономической и международной сферах.
Современной философской наукой выделяются некоторые её формы, которые определяются по критерию содержания взглядов в общественном сознании: религиозное сознание, моральное сознание, эстетическое сознание, правовое сознание, философское сознание, научное сознание. Их возникновение продиктовано развитием общества, где общественное сознание имеет свойство постоянно приобретать более сложные формы.
Появление разных видов сознания стало возможно в процессе накопления опыта в конкретной сфере, когда социум был способен отразить общественное бытие в определённой форме. Важно заметить, что все сферы общественного сознания тесно связаны друг с другом и не имеют чёткого разграничения. Однако всем формах характерны определённые черты и специфика, которая связана с различными аспектами общественной жизни, потребностями общества и человека.
Религиозное сознание как форма общественного сознания
Социальные предпосылки для религиозного сознания зарождаются в бессилии людей, их неспособности регулировать законы природы и их собственными отношениями. Иначе говоря, в основе религии лежат страхи человека перед природой, его бессилие перед угнетением и отчуждением в обществе, в переключении сознания людей с установки изменить действительность земной жизни на иллюзии справедливости в другом мире.
Для первого этапа становления формы общественного сознания характерны мифы. Чуть позднее, когда мифология исчерпала себя, сполна реализовав себя, практически одновременно появились мифология и религия.
Спустя некоторое время и религия, и религиозное сознание приобрели очертания средства социальной интеграции, тем самым обеспечивая единство общества и его целостность. Интересен тот факт, что вместе с тем, религиозное сознание выступает ограничителем творческих возможностей социализирующихся людей.
С точки зрения гносеологии, религиозное сознание можно воспринимать как способность сознания абстрагироваться, так и неспособность узнать причину множества разнообразных явлений природы и социума.
Психологические основания для религии и религиозного сознания заключаются в эксцентрической сущности человека, его открытости, любознательности и незащищённости. Человек – это живой пример целостности конечной и бесконечной. Именно он выступает с осознанием того, что Вселенная вечна и переживает собственную конечность.
Смерть природного начала логична, но это не относится к духовному началу. Человек стремиться к бессмертию, а обрести его может только в религии. Внутренний мир человека концентрирует внимание на диалоге с самым совершенным собеседником, с которым наиболее удобно молчать, нежели вести диалог. Своего идеального собеседника человек безуспешно ищет в обществе, а находит только в Боге.
Благоприятные условия для функций религиозного сознания заключаются в положении, которое оно занимает в общей системе общественного сознания. Исторически сложилось так, что данный вид сознания периодически принимал разные формы, это происходило из-за перемен в сфере общественного бытия. Для первобытного общества характерно существование религиозного сознания как аспекта синкретического сознания. В Античные времена главным фактором для формирования принципов общественного сознания была философия, а в эпоху Средневековья важнейшим стало религиозное сознание, оно и поспособствовало структурной организации общественного сознания, придавая религиозную окраску все наличные формы общественного сознания.
Свои позиции религиозное сознание теряет в эпоху фетишизации денег, потребления товаров и капитала. Оно по-прежнему сохраняет за собой статус самостоятельной формы сознания, однако уже не влияет коренным образом на содержание и направление общественного сознания. Человек уже начинает сомневаться в целесообразности религиозного сознания, при этом теряя веру в святость всего, кроме своих потребностей.
Бесспорно, религиозное сознание общества оказывает определённое воздействие на становление человека, поскольку в современном мире, в условиях постиндустриального развития общества, человек всё ещё сохраняет своё право на свободу выбора и проявление собственной активности. Индивид имеет право выбрать любую веру, так и вовсе принять атеистическую позицию, но только в том случае, если данный выбор не ведёт к антисоциальным последствиям, нарушению прав других людей или общественных норм.
В современных условиях жизни ни одна форма сознания не представляет собой внутренне однородную или неизменную структуру. Религиозное сознание, как и любые другие формы сознания находятся в постоянном процессе развития. Каждый новый вид религии производит новые представления о бытии, иначе его интерпретирует. Некоторые религии исчезают навсегда, на их месте появляются совершенно новые.
Моральное сознание человека
Религиозное сознание в качестве формы общественного сознания носит характер специфического феномена духовной жизни общества и духовного производства. Возможности религиозного сознания по-прежнему до конца не изучены, и даже в эпоху научно-технической революции религиозное сознание выступает важным фактором, который определяет развитие и становление в человеке человеческого, а также необходимым аспектом проявления человеческого в обществе.
Мораль как форма общественного сознания появилась и сформировалась как следствие объективной необходимости получением человеком собственной качественной определённости и социального статуса, которые образовываются процессе отношений с другими людьми.
Содержание морали состоит в совокупности взглядов, воззрений, идей, которые формируются на основе отражения общественного бытия посредством добра и зла, а также норм, правил и оценок поведения человека, групп людей, следующих процессу формирования отражений духовных конструкций, тем самым обосновывается и закрепляется в таких регулятивах, как справедливость, общественный идеал, сесть, долг, совесть, достоинство и т.п., которые воплощены в обществе на основе общественного мнения.
Потребность в общественной связи, предоставляющая социальную значимость каждому человеку, которая объединяет людей отношением понимания, доверия и взаимного уважения, и есть реальная основа морали. Эта потребность получила логическое название потребности в человечности.
Основные положения морали сформировались ещё в Античные времена, когда философия раскрыла своё отношение к проблеме человека, хотя в реальной жизни многие принципы морали уже были утверждены. Это характерно для многих народов мира, в их число входили и славяне, это получило отражение в сказаниях, которые передались множеству последующих поколений.
Сократ в своих трудах говорил о добродетели. В его изречениях уже присутствовало положение о том, что в жизни каждому человеку необходимо полагаться на собственные заранее продуманные убеждения. Добродетельный человек – это выражение совершенства, идеала. Совершенный человек строит добродетельные отношения с миром, принимая во внимание интересы других людей на тех же основаниях, что и собственные.
Аристотель, который основал моральную теорию, говорил, что человек в ходе своей жизни должен придерживаться золотой середины, иными словами избегать недостатка, но при этом не стремиться к избытку. Для такого человека характерными чертами являются дружелюбие, мужество, правдивость, ровность, справедливость, умеренность, щедрость, честолюбие.
Во времена Средневековья, когда религиозное сознание преобладало в обществе, критерии добра и зла были исключены из описания человека. Бытовало мнение, что добродетели не нужно учиться, не нужно аккумулировать в себе характер совершенного человека. Самое важное для этого – суметь принять моральные нормы, которые отождествляются с заповедями Бога, поскольку мораль создана Богом до бытия человека, и в силу этого, её нормы общезначимы для всех, безусловны и абсолютны.
Для Нового времени характерны попытки соединения имеющихся взглядов на мораль и этического учения. Был занятным поиск ответов на вопрос о том, как мораль под видом свойства отдельного человека превращается в общеобязательную социальную организующую силу и как данная сила может блокировать эгоизм отдельной личности. Ответ на эти вопросы был предсказуем, поскольку только разум в форме просвещения и воспитания имеет способность к обузданию анархии эгоизма, тем самым помогает осуществить переход от индивида к роду, от зла к добру посредством соединения индивидуального добродетели и общественной справедливости.
Однако стоит отметить, что практическая реальность отражала не гармоничное развитие, а противопоставление индивида и общества.
В современном мире, рассуждая о морали как о форме общественного сознания, делается акцент на то, что она состоит из системы норм, моральных качеств, морального идеала, моральных принципов, категорий. Одни категории регулируют сущность социального бытия: справедливость, общественный идеал, смысл жизни и т.д. Есть категории, которые определяют уровень нравственной зрелости человека: долг, честь, совесть, достоинство, ответственность. Специфическая особенность моральных требований заключается в том, что они носят всеобщий, общечеловеческий характер, снимают различия между субъектом и объектом, обозначают высший уровень обусловленности, ему присущи свои санкции в форме общественного мнения, которое отвечает требованиям должного.
Иными словами, логическая составляющая бытия морали как формы общественного сознания – это логика долженствования. Она координирует действия человека относительно его возможностей проектировать самого себя, создавать свою жизнь, при этом однозначно расставив приоритеты смысла и образа своей жизнедеятельности.
Касательно взаимосвязи морали как формы общественного сознания и нравственности человека, стоит сказать, что последняя является некой формой морали, освоенной человеком. В границах данной взаимосвязи мораль представляется как идеальная форма человечности, обращая внимание индивида на необходимость критического отношения к обществу и к самому себе. Мораль даёт возможность сблизиться общественным интересам и личным, тем самым согласовывает их взаимоотношения и взаимоотношения между людьми, закрепляя их в нравах.
Эстетическое сознание как форма общественного сознания
Важной формой общественного сознания является эстетическое.
Можно говорить о том, что эстетическое сознание представляет собой специфическую форму отражения окружающего мира и его практическое освоение, которое, в свою очередь, за основу берёт эмоционально-образное и художественное представление о нём.
Эстетическое сознание является частью искусства на уровне выражения художественной культуры. Именно поэтому в литературе часто данная форма общественного сознания называется искусством.
Г. Гегель в своих исследованиях рассматривал искусство в качестве формы общественного сознания. Он характеризовал его как "мышление в образах", как мир представлений и образов, параллельный реальному. Понятно, что посредством художественных образов мир открывается перед человеком и вместе с тем обогащает его духовно, потому что мышление в образах концентрируется на открытии красоты мира. Общая роль красота мира, добро мира, истина мира создают основание истинного бытия человека и его сущностных сил. Отсутствие одного из элементов позволяет сомневаться в статусе общественного человека.
Необходимо сделать акцент на том, что триада истины, добра и красоты имеет свой религиозный аналог. В религии вера отождествляется с истиной, надежда – с благом, любовь – с красотой. Итог таков, что всякое соприкосновение человека с прекрасным, позволяет ему возвыситься над миром суеты и стань немного добрее, умнее и красивее.
Естественно, эстетическое сознание в качестве формы общественного сознания послужило ответом на общественную потребность. Обуславливается это процессом общественного разделения и потребностью культур воспроизводить деятельность человека в соответствии с его начальной полифункциональностью. Иными словами, одновременно и слитно осуществлять материальные и духовные способы освоения мира.
Можно говорить и так, что искусство не только отражает действительность, но и показывает в полной мере её потенциал, который имеет более значительное содержание, нежели внешние проявления. Он же и даёт возможность входить в будущее настоящему, поскольку определяет направление человеческих желаний и стремлений, оголяет неучтённые потребности и показывает на нереализованные, но при этом требует своего осуществления.
Эстетическое сознание выступает в качестве регулятора поведения человека. Оно отличается от норм морали тем, что сориентировано на конкретное поведение личности посредством художественных образов, которые задают настрой на жизнь. Эффективность этого настроя заключается в чувственно-эмоциональной форме образа, суть которого почувствовать и пережить невидимое, но представляемое, почти реальное содержание и тем самым соотнести его с идеалом прекрасного или безобразного. Такое восприятие необходимо для понимания произведений искусства. Но стоит отметить, что многое зависит и от вкуса человека. В данном контексте необходимо помнить, что искусство – это творчество тандема: исполнителя и потребителя.
Из этого всего следует, что недостаточно для искусства быть прекрасным и совершенным, оно должно быть ещё и действенным. Более того, необходим и оппонент, который поможет исполнителю совершенствоваться. В таком сложном процессе зародится человек, способный творить себя по канонам красоты и осваивать мир полагаясь на них.
Правовое сознание человека
В силу своей многогранности, правовое сознание исследуется на разных уровнях и разными науками. Философия видит правовое сознание как специфическую форму общественного сознания, которая тесно связана с другими формами. Философия определяет признаки, место и роль в жизни общества и человека правового сознания.
Правосознание состоит из права, действующего в обществе, его принципов и требований, однако не сводится к нему. Правовое сознание – это особое измерение конкретной правовой действительности, представленной в виде правоприменительных решений и степенью сознания правовых норм, а также их адаптация на поведенческом уровне. Кроме того, правосознание можно считать собственным взглядом человека или группы людей относительно природы и сущности действующих правовых норм.
Стоит сказать, что связь правосознания и права усложняется тем, что правовые положения и рациональное отношение относительно действующего права формируется в процессе правового образования и воспитания. С малых лет каждый человек приобретает определённые правовые навыки.
Одной из главных особенностей правосознания является его обращение к действующему праву, практике его объяснения и правоприменения, а также ориентация на будущее. Эта черта правосознания объясняется качествами субъектов, носителей этой формы общественного сознания, в силу того, что человеку характерно смотреть в будущее.
Правосознание имеет определённую структуру, которая состоит из правовой психологии, правовой идеологии, индивидуального, группового и общественного сознания, обыденного и теоретического сознания, профессионального правосознания. Правовая психология базируется на обыденном сознании и регулярно снабжается эмпирической практикой людей в связи с реальным положением правовых норм. Посредством правовой психологии у человека в обществе формируется осознание права. Оно способствует эффективной деятельности субъективной правовой инициативы. Непринятие законов на уровне правовой психологии служит причиной появления проблем в процессе их реализации, при этом ещё и создаёт сложность в работе правоохранительных органов.
Правовая идеология состоит из теоретического уровня правосознания и включает совокупность воззрений, идей, концепций, которые в структурированном виде являются отражением и таким образом, оценивают право и правовую действительность. При этом осмысление проблематики права и разрешение проблем происходит не стихийным образом, а в организованном порядке, с участием подготовленных специалистов.
Правовое сознание, которое формируется у субъектов, даёт им возможность выполнять оценку правовых норм и ориентироваться в общественной жизни, тем самым обеспечивая регулирование общественных отношений. Оно толкает граждан к определённому типу поведения, побуждает людей, не имеющих представления о конкретных правовых нормах, вести себя соответствующим образом.
Правовое сознание позволяет с помощью субъектов, овладевших им, выполнять и достаточно обоснованные прогнозы по развитию права и его роли в жизни общества и человека, а также регулировать общественные отношения.
Очевиден тот факт, что уровень правового сознания не может у всех людей совпадать. Оно может находится на обыденном, профессиональном или научном уровне. Это целиком и полностью формирует их правовую культуру, которая обеспечивает производство и воспроизводство правовых воззрений. Интересен тот факт, что совершенствование правовой культуры общества должно быть сопряжено с совершенствованием правовой культуры отдельной личности. Только такая взаимосвязь позволяет вести диалог обществу с гражданином и выстраивать отношения взаимопонимания законодателя и гражданина на субъектно-объектных и субъектно-субъектных уровнях отношений. Только это позволит не превращать гражданина в объект манипуляций со стороны авторитета власти, и даже проработать проблемы прав человека, а не просто их задекларировать.
Политическое сознание общества
Политическое сознание среди всех форм общественного сознания занимает самое важное место. Считается, что его формирование завершилось в Античные времена, однако его статус возрос только с становлением капиталистического способа производства. Этот то время, когда политика получала подпитку от экономики и выступала как её концентрированное выражение.
Политическое сознание по своей природе идеальным, духовным компонентом политической деятельности, политического поведения. Но стоит отметить, что содержание политического сознания не ограничивается знанием как рациональным моментом, а состоит из продуктов чувственного отражения и оценки. Политическое сознание – это продукт одновременного и адекватного, эмоционального и волевого освоения человеком содержания политической жизни общества.
Многообразие идеальных образов, которые помогают социальным группа или отдельным личностям отражать политическую реальность, определяют структуру политического сознания, обусловленного структурой сознания в целом и формами отражения субъектов реальности: рациональными и иррациональными. В силу того, что политическое сознание связано с деятельность в него ещё включен волевой компонент.
Исходя из всего этого, можно говорить о том, что в структуре политического сознания выделяют несколько компонентов:
- Рациональный (идеи, концепции, теории, взгляды и т.п.
- Иррациональный (фантастические образы, оценки, желания и т.п.
- Волевой (мотивы, стимулы, интересы и др., побуждающие отдельного человека или социальную группу к политической активности.
Политическое сознание состоит из двух уровней: идеологического и социально-психологического.
Учитывая содержание и потенциал политического сознания, можно говорить о том, что оно занимает соответствующее место в бытии общества, поскольку все субъекты политических процессов, прежде, чем приступать к действиям, должны сначала сформировать и закрепить в своём сознании и мышлении образ этого действия. Кроме этого, важно сказать, что политические системы общества находятся в постоянном развитии, и естественно, что их будущее также должно отражаться в политическом сознании.
Из вышесказанного следует, что политическое сознание – это идеально-регулирующий орган политической системы общества. Необходимо отметить особенность политического сознания выделяться в самостоятельную подсистему там и тогда, где и когда происходит становление института государственного управления и публичной власти.
Политическое сознание, точно так же, как и иные формы общественного сознания, способно раскрывать собственные возможности посредством политической деятельности людей, их восприятие к политическим процессам в стране. Это происходит через воздействие политической идеологии на граждан. Стоит отметить, что несмотря на то, что политическая система, создаваемая обществом, работает на его благо, сами граждане, социальные слои и группы, которые относятся к субъектам или объектам политической системы, осуществляют собственную политическую деятельность согласно установкам властвующей социальной группы. Характер воздействия на граждан со стороны политической идеологии делится на несколько видов:
- Политическая идеология в определённых условиях способствует овладению политическим сознанием населения, тем самым объединяя и связывая людей одними ценностями. Абсолютно точно можно сказать, что идеи, которые овладевают массами, становятся реальной политической силой. Но важно помнить, что политическая идеология может таким образом скрывать подлинные интересы и цели самого государства и господствующих групп.
- Политическая идеология имеет такую силу, что способна указывать направление гражданам страны в сторону конкретных действий, поступков, деятельности через внедрение критериев оценки настоящего и будущего в их сознание.
- Политическая идеология обеспечивает мобилизацию широких масс населения относительно конкретных действий, защиту от захвата или борьбу с противником.
Со стороны идеологии наблюдается консолидация общества, что носит важнейший характер и показывает её силу. В данном контексте не лишним будет упоминание того факта, что Великую Отечественную войну против фашистских захватчиков вело общество идеологически консолидированное и одержало победу. В современной России эта истина получает множество подтверждений и показывает значимость в борьбе за укрепление суверенитета страны, её единства и светлого будущего.
Важным элементом политической системы является социально-психологическая составляющая и общественное мнение. Уместно напомнить, что политическая деятельность является отражением всех человеческих чувственных компонентов бытия людей. Первыми проявляются инстинкты, как негативные типа агрессии или жадности, так и положительные типа солидарности и самосохранения.
Сегодня политическая жизнь ярко демонстрирует, как иррациональные аспекты политического сознания оказывают влияние на ход политических процессов. Это воздействие наиболее активно проявляется в политическом терроризме, который, к слову сказать, уже охватил многие страны.
К иррациональной составляющей политического сознания также относятся правила игры, поведенческие стереотипы, вербальные реакции, политическая символика и знаковая система, которые выражаются разными способами.
Научное сознание как форма общественного сознания
Научное сознание является ещё одной формой общественного сознания.
Возникновение научного сознания предопределено ходом развития человека и человеческого сообщества. На это повлияли в значительной степени производственные и духовные противоречия, которые на протяжении множества столетий сопровождают развитие человека и общества. Кроме этого, само появление науки стало одним из важнейших факторов, которые способствовали формированию научного сознания.
История показала на собственном примере, как наука превратилась из занятия одиночек в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания, социальный институт и деятельность человека. Результатами научной деятельности выступают научные знания, истинность которых подтверждена критериями научности.
Одним из важнейших признаков научного сознания является его системность. Научные знания объединяются единой идеей, которая представляется в виде общего воззрения на предмет. Они связаны между собой законами логики, имеют общую структуру и функции. Системность научного сознания отражает реальную системность общества, человеческую деятельность.
Структуру современного научного сознания объясняют естественные, технические общественные и гуманитарные науки. Более того, научное сознание формирует очень важную область понимания человеком многообразного мира. Оно состоит из единства и отражает культуру общества во взаимодействии с иными формами общественного сознания. Здесь имеются в виду искусство, религия, философия, мораль, право и политика.
Навигация по статьям