Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Гражданское общество и государство
Содержание:
- 08 октября 2023
- 16 минут
- 1076
Понятие гражданского общества
Гражданское общество состоит из совокупности неполитических отношений в обществе. Здесь экономические, социальные, семейные, духовные, нравственные, национальные, религиозные и т.п. Оно выполняет роль противовеса государства, гражданское общество как совокупность различных и достаточно крепких неправительственных институтов выполнят функции миротворца и арбитра между основными группами интересов. Таким образом, удерживает желание государства к всемогуществу и атомизации общества.
История гражданского общества
Понятие "гражданское общество" впервые использовал ещё в XVI в. в отношении книги "Политика", которая была написана Аристотелем. В комментарии гражданское общество противопоставлялось политическому обществу или миру профессиональной политики. Традиционно, гражданское общество, которое благодаря К. Марксу стало возможным, противопоставляется государству.
А. де Токвиль много писал на тему общественных условий, которые способствую поддержанию демократии в Америке. В этой связи он выделял склонность американцев создавать различные гражданские и политические организации. Они, по его мнению, положительно влияют на развитие у всех членов общества духа сотрудничества, солидарности и преданности обществу. Индивиды, которые добровольно включаются в состав подобных групп с широким разбросом целей и предпочтений среди её членов, обрастает не только навыками кооперации и ощущения гражданской ответственности за коллективные начинания, но и непроизвольно обучаются самодисциплине, терпимости и уважительному отношению к мнению других людей, даже если оно серьёзно отличается от их собственного мнения.
Государство всегда преследует цель подчинить себе граждан, ограничить их сферу нерегламентированной деятельности и разобщить их. Гражданское общество, будучи противовесом государству, пытается ограничить его действия политической сферой, оставляя при этом все оставшиеся области их деятельности без контроля. Гражданское общество не даёт возможности государству увеличить область собственной деятельности и распространить её нравственные, духовные, религиозные, национальные и другие отношения людей.
Основное условие для создания гражданского общества – капиталистическое государство. Именно государство формулирует законы, которые способны оградить индивидов и их добровольные организации от вмешательства со стороны органов государственного управления. Однако это не свидетельствует о том, что государство занимает позиции выше гражданского общества. Гражданское общество в свою очередь, перманентно оказывает воздействие на государство, в отсутствии которого государство никогда не смогло бы пойти на серьёзные ограничения в сфере собственной компетенции.
Демократия как общественное явление
Важнейший механизм, который выполняет роль обратного воздействия гражданского общества на государство, называется демократия или иными словами периодическое доминирование управляемого над управляющими. Данное противостояние и вместе с тем взаимозависимость государства и гражданского общества отображено в схемах:
Государство – законы – гражданское общество.
Гражданское общество – демократия – государство.
Гражданское общество отделяется от государства при капиталистическом строе, но важно заметить, что элементы гражданского общества существовали ещё в античных демократических государствах. Если говорить о средневековом феодальном обществе, то гражданское общество в нём отсутствовало, более того не было даже предпосылок для его возникновения. В таком обществе политическая и экономическая сферы, закреплённые законом и ритуалом, были представлены наглядно и воочию, а их соотношение понятно. По факту отсутствовал водораздел между этими областями, и проявлялось это как единый – политический и экономический – социальный строй.
С появление капитализма государство и экономика понемногу отделяются друг от друга, что способствует созданию одной из главных предпосылок для формирования гражданского общества.
Одним из важнейших источников структуризации общества является государство. При этом основной источник коммунитарных социальных отношений – отношения равенства – гражданское общество. С одно стороны, государство даёт определённую упорядоченность в гражданском обществе, оно предостерегает его от вмешательства, диктует собственные правила игры. А с другой стороны гражданское общество с достаточной периодичностью обновляет и освежает структурные отношения, которые устанавливаются и оберегаются государством.
В качестве инструмента, который оказывает воздействие на государство, гражданское общество использует демократию.
Итогом такого доминирования равенства над иерархией является обновлённое государство, которое способно на протяжении определённого периода находится в известной гармонии с гражданским обществом.
Понятия демократии и гражданского общества в этой связи неразрывны между собой. Полноценная демократия представляется возможной только в том случае, когда существует устоявшееся гражданское общество, которое способно использовать её как инструмент обновления государства. Важно понимать, что само по себе существование гражданского общества, которое соответствует правилам жизни, установленными государством, принимает вид стабильного и продуктивного, если оно может свободно распоряжаться демократией в качестве средства, которое воздействует на государство.
Такая связь демократии и развитого гражданского общества представляет собой ключ к пониманию демократии и интерпретации того, почему в тех странах, где государству не противостоит гражданское общество, не может даже идти речи о демократии и её эффективности, более того, там, где нет устойчивого гражданского общества, демократия может сыграть отрицательную роль.
Хотя стоит отметить, что такое определение весьма поверхностно и оно не удовлетворяло интересов даже Платона и Аристотеля, которые находились еще на начальном пути исследований в данной области. Они различали демократию, которая регулируется законом и демократию, которая лишена всяких норм и правил. Более того, последний случай вообще вопиющий, в силу того, что в при такой форме демократии устанавливалось господство большинства, иными словами попадая под влияние демагогов, устанавливалась власть над теми, кто остался в меньшинстве.
Эффективность демократии зависит от ряда социальных условий и институтов, которые имеют возможность реализации только в тех обществах, где условия и институты могут существовать. Очевидно, что для многих обществ демократия не является каким-то необходимым инструментом. Среди них закрытые общества от крайнего до умеренного типа. Ошибочно полагать, что демократия – это общечеловеческий идеал для одного конкретного типа человека – индивида современного открытого общества, где рассматривается данный человек как человек вообще.
Коллективистические или стремящиеся к данному образу общества, не нуждаются в реальной демократии, они могут прибегать к формальной демократии, которая обеспечивает молчаливое согласие избирателей с проводимой правящей верхушкой политикой. Подобная стратегия в современном мире достаточно распространена. По факту не существует ни одного государства, которое не называет себя демократичным, хотя совершенно очевидно, что есть ряд специфических систем правления, которые охватываются данным термином. И дело здесь не только в риторике. Государства, которые приписывают себе наличие демократии, зачастую имеют вполне очертаемые процедуры вовлечения граждан в процессы управления, какими бы минимальными они ни казались на практике.
Руководители современных государств уже давно нашли способы эффективного управления, при которых граждане активно молчаливо соглашаются со всем, что им рекомендуют, причём это принимает формы, которые совершенно не похожи на те, что принимались в государствах, предшествующих им.
Условия современной демократии
При условиях, когда практически отсутствует в государстве гражданское общество и ли оно не имеет никакого веса, то демократия приобретает весьма формальный характер. Связь гражданского общества и государства настолько сильна, что их противостояние лишено всякого здравого смысла.
Этот вид свободы осуществим только в условиях реальной демократии. Иначе говоря, при возможном участии всех в изъявлении воли. За политической свободой самой по себе нет никакой социальной программы. Однако нужно учитывать тот факт, что чистая и ничем не ограниченная демократия может привести к плачевным последствиям, в том числе к установлению самых крайних форм государственного управления – тоталитарного общества.
Устойчивое гражданское общество является одним из условий успешного функционирования механизма демократии. Такое общество ограждено от не санкционированного законом вмешательства. В качестве ещё одного условия выступает правовое государство, в котором законы принимаются и подвергаются изменениям посредством правовых преобразований и распространяются на всех в одинаковой степени. В таком государстве человек защищён от насилия, его взгляды и воля учитываются на государственном уровне.
Демократия предполагает возможность открытой дискуссии, которая ничем не ограничена. Такая дискуссия возможна только при наличии в государстве свободы прессы, собраний и слова. Как требование от демократии – конкурирующие политические партии. С демократией также связывается демократический образ жизни. Состояние политической свободы сохраняется только в том случае, когда большая часть населения поддерживает идеи сознания свободы и придерживаются её. В таком случае оно направлено на все реалии этой свободы и люди могут заботится о том, чтобы сохранить её. Важно осознавать, какой ценой данная свобода была получена, в ходе каких исторических действий или в процессе самовоспитания народа в целом. Демократия не представляется возможной без либеральности. Она тесно связана со свободой, иначе она перерождается в охлократию или тиранию.
Понимание ценности свободы большей частью населения должно быть дополнено наличием у неё конкретных манер (этоса) совместной жизни, которые становятся привычными свойствами человека. Среди таких привычек уважительное отношение к законодательству, естественная гуманность в общении, уважение прав окружающих, внимание и готовность помочь, отказ от насилия над группами меньшинства, перманентная готовность идти на уступки в житейских вопросах и т.п.
К эффективным условиям демократии также относится достаточно высокий уровень социально-экономического развития общества. На протяжении двух последних веков наиболее значимым был фактор жизни западного общества промышленная революция. Она стала толчком к резкому увеличению числа жителей городов, метаморфоз в классовой структуре, значительному повышению стандартов жизни, уровня образования и здравоохранения.
Эмпирический опыт говорит о том, что эффективная демократия взывает к социально-экономической модернизации. Благосостояние может облегчить трудности, вызванные общественными и частными причинами социального устройства.
Образование способствует увеличению числа грамотных профессионалов, тем самым отражается на повышении уровня сознательности населения. Экономический рост закрепляет средний класс в его перманентном положении, который по сути является гарантом эффективной демократии.
Демократия предполагает конституцию писанную и неписанную, которая ограждает свободу, права человека и правовое государство от покушений со стороны пребывающей у власти партии большинства.
Демократия предъявляет требования отделить политику от экономики и проблем, связанных с мировоззрением, разделение властей и эффективного функционирования судебной системы.
Все, перечисленные выше условия, которые необходимы для демократии как эффективного инструмента, показывают, что она не сводится только к всеобщему избирательному праву, которое присваивает право быть властью в ходе честных выборов, избранных большинством голосов. Демократия существует только в конкретном социальном контексте, поэтому логично, что её формы, размах и эффективность реагируют на изменение данных условий.
Навигация по статьям