Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Нравственное сознание человека и его формирование
Содержание:
- 12 января 2024
- 12 минут
- 402
Жизнь людей в обществе подчинена нравственным и правовым законам, регулятивным принципам, которые изучаются этикой – учением о нравственности и морали.
Нравственность и мораль в обществе
Правовое регулирование не забирает под своё влияние очень большую часть отношений людей, которые называются нравственными. Закон не предусматривает наказание за нарушение правил этикета, к примеру, или за невежливость. Такие нарушения осуждаются на уровне личного мнения или общественного осуждения.
Согласно нравственному началу, мы должны заботиться об общем благе, в силу того, что без этого заботы о личной нравственности превращаются в эгоистичные посылы, тем самым приобретая статус безнравственных. О нравственном совершенстве говориться ещё в Слове Божьем. Именно там раз и навсегда дана заповедь, которую мы должны твердить и повторять, не занимаясь пустой болтовнёй, а делать что-то для того, чтобы нравственные императивы осуществлялись в той среде, в которой мы живём. Иначе говоря, на протяжении всего человеческого существования, нравственные принципы являются наиважнейшей составляющей социальной жизни, и они обязательно должны воплощаться в обществе.
Нравственные качества социального человека
Человек с высокими моральными качествами наделён чуткой совестью. Здесь имеется в виду способность человека к самоконтролю. Принцип работы механизма совести заключается в устранении раздвоенности личности.
Нравственное сознание состоит из принципов и норм морали.
Нравственное сознание состоит из множества элементов. К ним относятся нравственные категории, нравственные чувства и идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, которое следует из общественного идеала совершенного миропорядка.
Главный критерий, который определяет нравственную жизнь человека, чувство ответственности перед собой и окружающим миром действительности. Правила, которых придерживаются люди в своих взаимоотношениях и составляют нормы морали. Их формирование происходит стихийным образом и выступают они как неписанные законы, а подчинение им происходит как на должном уровне. Более того, она же является и мерой требования общества к людям, и мерой получения по заслугам как одобрения, так и осуждения.
Справедливость как мера воздания
Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость. Наказание преступника – это справедливая мера, а требования от человека большего, чем у него есть – несправедливо. Нет справедливости вне равенства людей перед законом.
Нравственность предусматривает некоторую свободу воли, тем самым предоставляя возможность сознательного выбора конкретной позиции, принятия решения и несения ответственности за собственные поступки.
В случае, если бы поведение людей контролировалось сверхъестественными силами, зависело от внешних факторов или предопределялось врождёнными инстинктами, наподобие того, как это происходит у насекомых, то не приходилось бы говорить о нравственной оценке поступков. Нравственность не подразумевалась бы и в случае, если бы человеческие поступки не были ничем обусловлены, а мире правила абсолютная свободная воля. Иными словами, полный произвол. Существование социальных норм и норм нравственности было бы невозможно.
Нравственные нормы в конечном итоге выступают регуляторами правил в трудовой сфере и общественных отношениях. Нравственность начинается там, где начинаются традиции и обычаи. Они фиксируют поступки, которые исходя из опыта поколений, приобретают полезные свойства и черты для сохранения и развития общества и человека. Также удовлетворяют потребности и интересы исторического прогресса. Нравственное приобрело черты стихийно обобщённого устойчивого образа действий людей.
Нравственность как важнейших компонент человеческого сообщества
Нравственность носит преемственный характер и является относительно самостоятельной единицей общественной жизни. Каждое последующее поколение не придумывает новых норм поведения, а пользуется моральными ценностями, которые были характерны предыдущим поколения, при этом новое изменяет нравственные ценности под себя, развивая их.
Исторический прогресс в данном контексте становится весьма актуальным для нравственности и для других областей познания. Но стоит отметить, что наблюдаются и такие императивы, которые не подвержены изменениям – общечеловеческие нормы нравственности. Это в буквальном смысле один из самых важных ориентиров в обществе. Их значимость велика и для настоящего и для будущего человеческого сообщества.
Начальные категории нравственности – добро и зло.
Устремления злой воли видятся в противоречии интересам общества и человека. Однако диалектика истории внутренне противоречива. Г. Гегель говорит о том, что зло выступает в форме, которая проявляет себя не только как тормозящая, но и движущая сила истории. И. Гёте утверждал, что зло – это одновременно и отрицание, и сомнение, которое выражается в моменте дерзкого движения человеческого разума на пути к истине в виде иронии над человеческими иллюзиями. Любой новый шаг в истории – это протест против уже устоявшихся истин и оценивается он современниками никак иначе как зло. Это свидетельствует о том, что добро и зло понятия относительные.
В любой сфере, где человек связан с другими людьми определёнными отношениями, появляются взаимные обязанности. Социальные обязанности в таком случае приобретают форму нравственного долга, т.к. они налагаются на каждого члена общества.
И. Кант утверждал, что добродетель – это нравственная твёрдость воли человека в вопросах соблюдения им долга. Действительная нравственность при этом должное взаимодействие между единичным лицом и его данной средой – природной и социальной.
Недостаточно только знать моральные принципы, важно понимать и переживать их. Когда человек сопереживает несчастью других людей как собственному, тогда он способен и переживать свой долг. Иными словами, долг – это то, что должно быть исполнено из моральных, а не правовых соображений. Опираясь на мораль и нравственность, человек должен и совершать нравственный поступок, и при этом иметь конкретное субъективное умонастроение.
Совесть заставляет самостоятельно ставить перед собой нравственно санкционированные цели, осуществлять самооценку совершаемых поступков, принимать во внимание чувство личной ответственности за собственные действия.
Размышляя о совести, подразумевается положительный зов души, а также её укоры за "не то" и "не так" совершённое. Острые коллизии размещаются между должным и мотивами, которые как внутренние позывы провоцируют людей на совершение определённый действий. Эти коллизии устраняет внутренний суд, иначе его называют судом совести.
Иными словами, совесть внутри человека - это творимый суд над своими чувствами, желаниями, помыслами, словами и поступками. Таким образом, суд моего "Я" над ним же самим. Механизм совести исключает раздвоение личности. Нельзя всё правильно понимать, но совершать при этом неправедные поступки. Совесть не позволит человеку играть с ней в прятки. Сделки с ней тоже невозможны.
Достоинство личности как нравственная категория
Достоинство личности занимает важное место среди других нравственных категорий. Оно заключается в осознании личности собственной значимости и прав относительно общественного уважения и самоуважения.
Вопрос о смысле человеческой жизни является ключевым в этике. Реализация собственного смысла жизни является важной в вопросах человеческого счастья, которое представляет собой моральное удовлетворение, берущее начало в сознании правильности, величия и благородства основной жизненной линии поведения.
Тайна счастья заключается в способности доставить людям и себе радость, в способности организовать жизнь таким образом, чтобы получить максимальную возможность реализовать свои творческие способности. Источник счастья видится в том, чтобы в полной мере проявлять свои физические и духовные силы. Оно многогранно. Ядром, вокруг которого образуется человеческое счастье, считается творчество в любой области и труд, будь то физический или умственный.
В результатах своего творчества и труда человек проявляет себя и собственную индивидуальность, тем самым осознаёт, что это его детище, которое является его частью, становится частью общего мира культуры, что даёт ему веру в то, что он творит для чего-то более ёмкого и долговечного, чем частное бытие отдельного человека.
Навигация по статьям