Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Оценка марксистской философии в России конца XIX - начала XX в.
Содержание:
- 23 апреля 2024
- 13 минут
- 265
«Наша теория, не догма, а руководство к действию» отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, рассуждая о философии марксизма. Теория появилась как результат общественного развития, позиция немецких философов была ответственной и требовала ответа на вопрос: к какому действию? Объективный ответ был найден в новейшей истории.
Если говорить о марксистской философии в России, то в конце XIX начале XX века ее развитие тесно связано с именами Г.В.Плеханова и В.И.Ленина. Оценивая наступившие в России общественно-политические изменения, Плеханов опирался на экономическую теорию Маркса, стараясь применить ее положения к внутренним особенностям страны. Плеханов отстаивал социально-демократический путь развития, понимая к чему приведет диктатура власти.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918 гг.)
Г.В. Плеханов родом из Тамбовской губернии, родился в мелкопоместной дворянской семье. Состоял в родстве с В.Г.Белинским, мать Плеханова была племянницей передового литературного критика и философа, конечно, этот факт повлиял на формирование философских взглядов молодого человека. Окончив Воронежскую военную гимназию, Плеханов решил продолжить военное образование и поступил в Константиновское артиллерийское училище, но не заканчил его. В 1874 году ушел из Петербургского горного института, в который он поступил после неудавшейся попытки сделать военную карьеру. Юноша принимает решение посвятить себя революционной деятельности и становится редактором нелегальной газеты «Земля и воля». Является одним из участников «хождения в народ».
В итоге «народники» признали народ далеким от социалистических идеалов. Революционная организация «Земля и воля» не просуществовала долго, в 1879 году Плеханов с соратниками создали организацию «Черный передел». Но уже к 1880 году молодой революционер полностью разочаровался в народничестве и анархизме.
Вплоть до Февральской буржуазно-демократической революции Плеханов находился за границей, где создал социал-демократическую группу «Освобождение труда». В это время он переводил на русский язык труды Маркса и Энгельса, участвовал в деятельности II Интернационала. С 1900 года вместе с Лениным создал газету «Искра» и журнал «Заря», где публиковал свои работы. Написал программу РСДРП 1903 года, он по-своему понимал суть российского социал-демократического движения, особенно в части революционной борьбы и отношения к либералам, крестьянству. Именно по этой причине пути Ленина и Плеханова разошлись в дальнейшем. Ленин был сторонником вооруженного захвата власти, Плеханов же отстаивал философию иного социального уровня. В то историческое время стать главным идеологом российской социал-демократии Плеханову было не суждено, мешали причины объективного, а, главное, субъективного характера.
Весной 1917 года Плеханов вернулся в Россию с прогрессирующим туберкулезом, ему был необходим покой и серьезное лечение. Однако Плеханов продолжал активно участвовать в политических событиях. Октябрьскую революцию 1917 года он считал нарушением исторических законов, его болезнь обострилась после известных событий. В мае 1918 года в санатории Питкеярви в Финляндии Георгий Валентинович Плеханов умер. Похоронен в Петрограде рядом с могилой В.Г. Белинского. Уже после смерти российского мыслителя были изданы его труды, 24 тома.
Философские взгляды Г.В. Плеханова
Плеханов примкнул к марксизму задолго до того, как эти философские идеи стали популярны в России. Он попытался изложить марксистскую мысль в контексте всемирной истории философии. Основными этапами, которые предшествовали марксизму, Плеханов считал философию Б.Спинозы, французский материализм XVIII в. и материализм Л. Фейербаха. Плеханов по сути сформулировал самостоятельную философскую концепцию, которая расходилась с посылами основоположников марксизма. Он был убежден, что философия является основой других общественных и естественных наук, она освобождает их от противоречий.
Каким образом дух относится к природе, мышление к бытию, а субъект к объекту? Выяснить это и есть главная задача философии. Г.Гегель говорил о равноправии субъекта и объекта, И.Кант – об их разорванности, И.Фихте – о растворении объекта в субъекте. Плеханов считал, что правильно поставил проблему Б.Спиноза, который рассуждал о единстве субъекта и объекта в духе материалистического монизма. Разрешил же данную проблему Л. Фейербах в своем учении о «я» и «ты».
Таким образом исследователь анализировал содержательную сторону развития философской мысли, в каких формах и какими способами она проявлялась. В предисловии к главе в одной из своих работ теоретик пишет о том, что для понимания марксизма нужно вспомнить к каким результатам пришла философия и общественно-историческая наука в предшествующий марксизму период.
Плеханов доказал, что марксистская постановка проблемы человека и общества возникла как продолжение лучших философских традиций. Маркс подверг критике идеалистическую трактовку проблемы человека и общества, историко-философский анализ помогает понять, как появилась данная трактовка.
Плеханов рассматривал философию марксизма, но многие проблемы решал по-своему. По Плеханову философия является одновременно и мировоззрением, и наукой. Предмет один, а уровни рассмотрения разные. Плеханов считал философию синтезом идей определенной эпохи или синтезом познанного бытия.
К познанию общественной жизни В.Г. Плехановым применяется метод диалектики. Реально преобразовывает общество материалистическая диалектика. По мнению исследователя это есть философия действия. Социальные преобразования носят закономерный характер, благодаря раскрытию сути общественно-исторического процесса. Плеханов предложил марксистское учение о роли народных масс и личности в истории. Наконец, он проанализировал, как формируется и развивается политическая идеология, право, религия, мораль, искусство, подчеркивая роль общественного сознания и политического строя в общественном развитии.
Одним из главных трудов В.Г.Плеханова является «История русской общественной мысли», где дан анализ развития философских идей в России с древнейших времен до конца XVIII в., автор представил социально-экономические, философские, эстетические взгляды В.Г. Белинского, А.Л. Герцена, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова.
Плеханов внес существенный вклад в методологию историко-философского исследования:
- выяснил зависимость философских идей от хода социального развития;
- раскрыл взаимозависимость философии и естествознания, литературы и искусства, общественных наук;
- определил неравномерный характер социально-исторического развития, особенности развития в разных странах.
В.И.Ленин также представил свое видение философии марксизма, ее развитие в России. По ряду позиций взгляды Плеханова и Ленина существенно различались.
Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924 гг.)
В.И.Ленин родился в дворянской семье в г. Симбирске (ныне Ульяновске). Был студентом Казанского университета юридического факультета, но за участие в студенческих выступлениях был отчислен. Позднее получил диплом юриста уже в Петербургском университете. В 1895 году являлся одним из создателей и участником «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», за что был выслан в с. Шушенское Енисейской губернии. В 1903 году Ленин возглавил партию большевиков. В апреле 1917 года вернулся в Россию и определил общий курс на свержение существующей в стране власти. Лично руководил революцией 1917 года и возглавил большевистское правительство – Совет Народных Комиссаров. Брестский мир был заключен при деятельном участии Ленина. Поддерживал и инициировал политику «военного коммунизма» в период гражданской войны. В распоряжении Ленина находилась «партийная касса большевиков». В.И.Ленин является создателем первого в мире социалистического государства. С 1922 года он практически не участвовал в политической деятельности, так как тяжело болел и находился в подмосковных Горках. 21 января 1924 года умер, тело коммунистического вождя было забальзамировано и помещено в мавзолей, специально построенный на Красной площади в Москве.
Значимыми философскими трудами В.И.Ленина являются «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради». Интерес представляют отдельные статьи, работы, письма: «Что такое друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Развитие капитализма в России», «Три источника и три составных части марксизма», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Государство и революция», «О значении воинствующего материализма», «О кооперации» и другие.
Философские взгляды В.И.Ленина
В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин дал оценку текущему этапу естествознания, сделал предметные теоретические обобщения. Развил мысль о современных философских течениях, критически отозвался об их идеалистической направленности. В своей работе он рассуждает о неисчерпаемости атома, безграничности познания материи. Что есть истина, развитие, свобода? Каковы приемы познания?
Ленин продолжил развитие философских идей Гегеля, Фейербаха и других великих мыслителей. Он останавливается на диалектическом характере развития техники, раскрывает, как формируются и развиваются законы и категории диалектики.
В.И.Ленин останавливался на проблемах социальной философии, анализировал процессы становления и развития обществ – буржуазного и социалистического. Рассуждал о высшей стадии развития капиталистического общества – империализме. Характеризовал национальные отношения и говорил о мирном сосуществовании народов. Много писал о классовой борьбе, выдвинул теорию построения государства.
Безусловно, Ленина следует считать продолжателем философии марксизма. Плеханов и Каутский тоже были марксистами. Теоретические позиции у них были схожие, но на практике расхождения очень часто превращались во взаимоисключающую противоположность воззрений. В начале своей деятельности Ленин называл Г. Плеханова и К. Каутского своими учителями, но после революции 1917 года резко отрицательно высказывался по поводу их взглядов.
Навигация по статьям