Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Политическое сознание общества
Содержание:
- 12 марта 2023
- 9 минут
- 243
Политическое сознание как общественное явление появилось в далёкой Античности. Его возникновение стало ответом на настоящую социальную проблему, которая заключалась в понимании и осмыслении государства и государственной власти.
Политическая форма сознания
Политический настрой определяется множеством факторов, он зависит от удовлетворённости гражданами экономическим и государственным строем.
Политическая идеология созревает, формируется и осуществляется посредством деятельности политических партий и государств. Тем временем политика и политические прения полностью пронизывают бытие и все формы сознания. Её нельзя считать закрытой зоной для профессиональных политиков. Суть заключается в том, что жизнь любого общества, не беря в расчёт первобытное, пронизана насквозь политическими интересами и политической борьбой.
Политика – это такая сфера общественной жизни, в которой в максимальной концентрации находятся все социальные противоречия. Именно политика является ядром для объединения и разрозненной борьбы, для создания дружественных отношений и баталий. В политическом сознании общества воссоздается разумение им того соотношения, которое воцаряется между естественной утилитарной деятельностью людей, с одной стороны, и социально-регламентированными условиями, в которых эта деятельность вынужденно происходит, — с другой.
Политическое сознание, являясь проявлением прямых интересов метафизической деятельности людей, в наиболее чёткой форме является отражением социально-экономической основы общественной жизни, которая в иных форма отражается не так явно. Специфическая особенность политического сознания заключается как раз в этой самой заинтересованности в экономике.
Логично предположить, что политическое сознание общества не однородное и таковым быть не может, поскольку оно сосредотачивает в себе зону отношений всех классов, социальных групп к государству и правительственным органам, а также взаимоотношения между социальными силами. Реальная политическая оценка мира зависит от положения, с которого носитель мнения совершает оценочные действия в данном общественном устройстве.
Уровни политического сознания
Общество характеризуется непрерывной борьбой за политическую власть. Устройство государственной власти – это ключевая проблема современного политического мышления. Политическая борьба, в результате которой определялось политическое устройство, на протяжении всей истории мира, приобретала различные формы. Здесь имеется в виду и общественное обсуждение социальных проблем, и дискуссии и споры в парламенте, выдвижение экономических требований, следствием которых становились реформы, а также не самые гуманные методы, где насильственные государственные перевороты и социальные революции.
Политика - это не беспорядочная путаница действий. Внешне может показаться, что она носит достаточно субъективный характер, однако исследование изнутри показывает, что она вполне имеет объективное содержание. Эволюция политических законов в итоге является отражением передового развития социально-экономической истории.
Политические интересы играют объективную роль, а значит, касаются каждого человека. При этом могут открыто и сознательно выражать интересы человека, либо скрыто и завуалировано. Призывать к благородной аполитичности могут только благополучные слоя населения, ввиду этого носят консервативный характер.
По своему содержанию общественная жизнь пронизана политическими интересами, которые концентрируют в себе самые острые социальные разногласия. Исключение составляет лишь первобытное общество. Политические интересы преобладают во всех общественно активных организациях. Кроме того, являются источником причин для социальных столкновений. Участвуют в этой борьбе все без исключения: наука, религия, культура, философия. Вместе с тем любая из них может стать объектом политического сознания, все без исключения задействованы в сфере идеологической дискуссии.
Стоит отметить, что духовная жизнь в равном отношении, как и социально-экономическая, находятся в зависимости от интересов политики.
Однако должно быть уразумение того, что не каждое культурное явление – это отражение политических интересов его создателей: истинные художники бескорыстны. Такое отношение и к культуре, и к политике историей отмечено непоправимым ущербом общественной жизни. В своё время непонимание и непринятие самостоятельности культуры и духовного развития от политики, поспособствовало заторможенному развитию некоторых областей культуры, например, искусства, при этом способствовало отторжению от общества уже существующих духовных богатств.
Могучая пробирающаяся сила политического сознания заключается не в том, что только она двигала всеми духовными влечениями человека. Человек в этой ситуации оборачивается в себялюбивую машину. А в том, что всякое Культурное явление, поместившись в общественную жизнь, не только может быть, но обязательно будет применено иными лицами в политических целях.
История развития и становления философской мысли кишит примерами борьбы между различными видами воззрений. Иногда такая борьба приобретала настолько серьёзный характер, что люди могли быть сожжены заживо на костре, посажены в тюрьму или сосланы на каторгу. Поэтому говорить о том, что философы всегда находились в отдалении от политических интересов в корне неправильно. Философская деятельность – это не только защита знания ради знания, но и работа с политическими интересами людей, классов и партий.
Наука, искусство, философия, религия – все эти сферы вовлечены в политическую борьбу. Кроме того, даже технические изобретения точно также относятся к политике, как и всё остальное. Произведения искусства могут вдохновлять людей на разные чувства и их проявления. Всё это также относится к политической сфере. Кроме того, стоит отметить, что философия создаёт мировоззрения народа, может давать ориентир на что-то хорошее и разумное, а может и наоборот.
Философская наука политична уже с той позиции, что всякому философу не безразлично, какие интересы он защищает, например, идеи гуманизма или наоборот межнациональную борьбу. Философия политична ещё и с исторической точки зрения в выполнении своей социально-политической функции. Прежде всего, в том, что философия становится источником социально-должного, при этом активно и объективно отражает и анализирует общественно-политическую реальность. Обращаясь к истории, можно увидеть множество примеров, когда именно философы были в эпицентре реальных событий социального значения. История знает многих мыслителей, которые трудились над политическими учениями, а также тех, кто за основу своих философских систем взял политическую философию.
Политическая философия и политическое учение
Политическое учение в корне отличается от политической философии. Последняя обосновывает политические учения, тем самым выражая связь философии и политики. Кроме того, нельзя недооценивать политического воздействия на философскую науку.
Основателем политической философии принято считать Платона. Политическая философия настолько гармонично вписана в платоновскую философию, что её практически невозможно отделить от общего учения о политике, государстве и праве. Идея, выступающая в концепции Платона как миросозидающий и упорядочивающий принцип, становится организующим принципом и образцом функционирования политико-правовых общественных отношений.
Навигация по статьям