Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Проблема построения теоретической модели общества
Содержание:
- 23 апреля 2024
- 7 минут
- 185
Другими словами, человек приспосабливается к жизни в социуме. Он рождается в уже существующем общественном пространстве, имеющем своя нормы, правила, законы и особенности. Взаимодействие индивида с обществом происходит на протяжении всей жизни. В этом смысле человек не свободен от общества, в котором живет. Социализация бывает нескольких видов.
Виды социализации
Первичная социализация начинается в раннем детстве. Главным источником, где ребенок получает первые представления о добре и зле, о честности, о чувстве собственного достоинства, является семья. Здесь же маленький человек получает первые навыки, он учится, ходить, говорить, принимать пищу, одеваться, так, как это принято в обществе, где он живет. Первыми учителями становятся родители. От успешности первичной социализации нередко зависит вся дальнейшая жизнь человека.
Вторичная социализация наступает тогда, когда кроме семьи в жизни человека появляются другие социальные группы. Ребенок корректирует свои первые представления о социуме, принимает участие в групповой социальной деятельности.
Исследователи выделяют такой вид социализации, как подготовительная.
Если личность принимает решение изменить свое положение в обществе, добиться какой-либо поставленной перед собой цели, она неизбежно будет проходить подготовительную социализацию.
Отдельно можно говорить о повторной социализации (ресоциализации). Если такой факт случается, значит в жизни человека произошли значительные перемены.
Люди, взаимодействуя друг с другом в обществе, создают объединения организации, группы. Они существуют как в этих социальных формах, так и за их границами. Человек имеет огромное количество общественных связей и отношений. Ученые задались вопросом: каким образом общество влияет на личность и наоборот.
Классификация социологических теорий
Все теории в социологии, касающиеся модели общества, можно классифицировать следующим образом:
- макросоциологическое направление (О.Конт, Э.Дюркгейм, К.Маркс);
- микросоциологическое направление (М.Вебер, Дж. Хоманс);
- социальное конструирование реальности (П. Бергер, Н. Луман).
Представители первого направления считают, что главными элементами общества являются социальные институты и организации, а законы развития общества следует искать во взаимодействии социальных институтов.
Представители второго направления утверждают, что главным элементом общества является человек, и ключ к познанию законов развития общества лежит в понимании мотивов и действий людей.
Авторы третьей точки зрения убеждены, что члены общества выполняют определенные социальные роли, требования которых воспринимаются в процессе социализации. Выполнение социальных ролей предполагает соблюдение норм и импровизацию в ответ на условия, складывающиеся в процессе взаимодействия в обществе. Осуществляется социальная преемственность и развитие одновременно.
Модели общества
Первая модель была представлена французским социологом Эмилем Дюркгеймом.
Процесс социализации контролируется обществом, оно выступает как независимая внешняя обучающая принудительная сила. Большое значение здесь имеет коллективный характер представлений о социальной реальности, личность очень тесно связана с обществом, зависима от него. Рассуждая о данной модели, возникает вопрос: как меняется само общество? Ведь в каждой личности воспроизводится заранее заложенная программа.
Автором второй модели является немецкий социолог Макс Вебер.
Люди пытаются согласованно упорядочить свою жизнь. Общество – результат осмысленного человеческого поведения. Но, как известно, общество не сводится к людям, его составляющим, очень часто результаты деятельности человека не совпадают с ожиданиями.
Третья модель была разработана американскими социологами Питером Бергером и Никласом Луманом.
Люди получают специальные знания в процессе социализации, таким образом достигается социальный порядок. Знания получают закрепление в ежедневных взаимодействиях. С одной стороны личность подчинена социальному порядку, с другой – не теряет своей индивидуальности. Получается, общество производит людей, которые сами производят общество.
Навигация по статьям