Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Социальные функции науки и её роль в обществе
Содержание:
- 13 января 2024
- 10 минут
- 570
Наука не может возникнуть вне общества, более того, её развитие в таких условиях невозможно. Однако и само общество, особенно, на достаточно высокой ступени своего развития не представляется без науки.
Материальные потребности производства влияют на вызревание всё новых и новых научных открытий. Кроме того, именно потребности производственного сектора оказывают влияние на курс исследований, а сама наука влияет на общественное развитие. Научные открытия на протяжении всей истории человечества оказывали огромное влияние на судьбы всего человечества.
Роль науки в обществе
Разные исторические периоды характеризуются разным влиянием науки на жизнь общества. Однако никто не мог даже помыслить о том, чтобы недооценить её истинное значение. С античных времён понимание того, что наука и научные открытия способствуют развитию общества, толкали учёных заниматься исследованиями в различных областях.
Как самостоятельная форма общественного сознания наука оформилась в эпоху эллинизма, в момент, когда единая культура Античности стала объединяться в отдельно взятые виды и формы духовной деятельности. Формирование научных, не зависящих от философии или от религии форм знания напрямую отождествляют с деятельностью Аристотеля. Он стал первооткрывателем основ классификации различных знаний. Но в те времена, наука не оказывала серьёзного влияния на производственный процесс, а потому производство осуществлялось рабами, которые в своём ручном труде использовали исключительно эмпирические знания, выработанные веками. В эпоху феодализма фундаментально ничего не переменилось. В натуральном хозяйстве использовались ручные орудия труда. Эпоха Средневековья стала значимой в плане развития науки, хотя иногда это происходило в скрытой форме.
С течением времени значительно возрастала роль науки в процессе производства. Производства расширялись и приобретали общественные очертания. Зарождающийся капитализм ставил новые задачи перед обществом. Проблемы, связанные с производством товаров могли решиться только с помощью научного знания. Производство приобретало такие масштабы, что без математики, механики и других наук уже было не обойтись.
Наука приобретала духовное содержание производительных сил. Научные открытия сразу же переносились на производство, в результате чего появлялись технические нововведения. С тех пор принято считать, что процесс производства непрерывно "онаучивается" тем самым порождая технический прогресс. Этот процесс имеет несколько путей своего осуществления. В первую очередь, создание теоретической базы для разработки и конструирования инструментов и машин для более совершенного производства. Однако, стоит отметить, что не только естественные науки активно развиваются и способствуют развитию общества, гуманитарные науки также создают вокруг себя интерес, а основы и законы духовной жизни являются предметом познания нематериального мира.
Наука развивается на фоне возрастающих потребностей производства и увеличения мирового рынка. При этом умственные функции общества, созревая, всё больше изолируются от субъекта труда и скапливаются в деятельности властвующего класса и быстро вырабатывающейся социальной группы интеллигенции. Здесь же происходит важное отслоение научной работы от процесса производства. Эта сфера становится подвластной учёным. В среде учёных появляется деление по специальностям.
Это время отмечено в истории, как период разрыва связи между гуманитарными науками и естественными, кроме того замечен разрыв между наукой и морально-этическим сознанием.
С момента зарождения и формирования капитализма и до настоящего времени тесная связь научного и материального производства становится всё глубже и глубже. Более того, эта взаимосвязь совершенствуется. В современном мире этот процесс заключается в автоматизации производства, а стремиться к созданию такой модели, которая частично или полностью заменит работу человеческого мозга. Умножая область овеществленного труда, наука даёт возможность с минимальной затратой труда живого достигать больших результатов в материальном производстве.
Создание богатства в обществе теперь практически не зависит от рабочего времени и трудовых затрат. Современные реалии диктуют такие правила, где общее состояние науки, степень развития технологий и применение этих технологий на производстве становятся основными факторами для создания общественных благ. Мощь производства повышается, только опираясь на законы управления экономикой, эта отрасль тоже является сферой изучения специальных наук.
Социальное значение науки
Социальное значение основывается на:
- Облегчении жизни и трудовой деятельности людей.
- Подчинении разуму человека природы.
- Совершенствовании общественных отношений.
- Создании гармоничных условий для человеческой личности.
Современная наука достаточно серьёзно облегчила жизнь и деятельность людей. Производительность труда выросла в десятки раз благодаря научным открытиям и изобретениям. Однако, сокровища научного познания на могут одновременно осчастливить всех людей.
Наука не имеет никакой силы, если она вне человеческого разума, кроме того она без человека не имеет и никакой цели. Очень важно создавать такие условия, чтобы способствовать развитию всех наук, тому, чтобы происходило их обогащение и практическая отдача. Более того, достижения наук должны быть в одинаковой степени адекватно восприняты человеком, потому как именно его социальное развитие лежит в основе социального прогресса.
Выдающийся учёный И. Кант сдержанно и критично высказывался и науке, и об учёных. Опираясь на исследования Ж.-Ж. Руссо, он утверждал, что прогресс, будь то социальный или научный, достаточно противоречив. Он с опаской относился к скоплению знаний без положительной или отрицательной оценки.
Только совсем недавно учёные стали задумываться над тем, что последствия открытий могут быть трагическими и драматическими. До недавнего времени любое научное открытие расценивалось как благо и было заранее оправдано. Ситуация в корне изменилась после Хиросимы. На поверхности показалась моральная проблематика научных открытий, которые могут нанести вред всему человечеству. Оказалось, что истина не существует вне добра, вне ценностных критериев. Человек, который духовно развит, глубоко может их рассмотреть. Появилось новое разумение истины, которая не просто достоверное знание, а нечто гораздо большее.
Сегодня человечество настолько сильно завладело природой, что этот контроль дал возможность взорвать атомную бомбу, тем самым заложив истоки наихудшей перспективы развития ракетно-ядерной мировой войны. В мире развивается не только добро и положительное, но и зло и отрицательное. К сожалению, зло тоже набирает обороты и становится более развитым.
Относительно такой ситуации логично вспомнить и слова А. Герцена, который говорил о том, что мы стоим на краю пропасти и видим, как она осыпается, и мы не сыщем гавани иначе, как в нас самих, в сознании нашей свободы.
Добавить можно только одно, следует разумно направлять это познание и быть ответственным за судьбы человека и человечества в целом.
Навигация по статьям