Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Социальные общности людей: сущность социальных общностей людей и этническое строение общества
Содержание:
- 03 октября 2023
- 16 минут
- 1175
Сущность социальных общностей людей
Человек принимает участие во всех структурных компонентах общества:
- демографический и этнический компоненты основаны на биотической природе индивида и представляют биотическое внутри социального;
- стратификационный и поселенческий компоненты являются предметно-социальными, т.е. формируются в цивилизационном поле и складываются в результате разделения труда и появления разных видов и форм деятельности.
Далее проанализируем социальную структуру общества от родового этапа ее формирования (начиная с этнического происхождения, под которым понимают род и племя, представляющие собой первоначальные социальные общности).
При этом демографическое строение общества вторично и представляло собой социальное расслоение этноса.
Этническое строение общества. Род, племя, народность, нация
Род и племя. Род был первой, специфически человеческой форой общества, которая пришла на смену стадному образу жизни.
Род – это первое социальное образование в общественной истории, т.к. он развивался на 2-х уровнях – социальном и этническом. Это обусловливало зарождение семьи, способствовало повышению рождаемости, обучению и воспитанию детей, а также заботе о пожилых. Род всегда был многофункциональным, он заложил основы ремесла в процессе занятий рыбалкой и охотой, когда люди придумывали и изготавливали средства для них, обрабатывали добычу и обустраивали место проживания.
Одно из основных необходимых условий существования рода – это общинное владение конкретной территорией, на которой есть охотничьи (рыболовные) угодья и защита данной территории от внешних посягательств. Распределение в рамках рода было уравнительным, а производительность труда – примитивной.
Племя являлось более высокой формой общности людей в те времена.
Однако их появление способствовало началу деления на части единой многофункциональной родовой общности. Племя несло только часть общественно значимых функций, которые были связаны с поддержанием обычаев, защитой территории, укреплением веры, языком общения. При этом родовая община оставалась хозяйственной ячейкой. Этот факт лежит в основе обособления этнической социальной общности (племени) от непосредственных хозяйственных функций. Когда появилось парное проживание и возникла семья, появилась тенденция обособить семейные отношения и отделить кровнородственные связи от этнических.
Образованию союза племен способствовали необходимость межплеменным духовных и хозяйственных связей, миграция населения и борьба за территорию. Начинала зарождаться частная собственность и более сильные племена пытались диктовать свои условия более слабым. Появилось разделение по сословиям, кровнородственные связи уступили место территориальным и таким образом появилась новая общность, которая получила название народность. Исторически она достаточно долго складывалась. В ее основе лежал более высокий способ производства, духовная, хозяйственная, территориальная и языковая общность жизни. Упрочению народности способствовало становление государств, несмотря на то, что в процессе своего исторического развития они могли не совпадать по языку или территориально. К примеру, Швеция – Норвегия, Франция – Бельгия, Русь – Белая Русь – Малая Русь.
Народность не обладала целостностью экономической жизни, в ней преобладало натуральное хозяйство.
По мере развития государства и общества постепенно происходило усиление духовных и экономических связей, появился национальный рынок, ликвидировали хозяйственную раздробленность. Таким образом, все разрозненные компоненты отдельной народности объединились в единое социальное целое – народности развились в нации.
Исторически у возникновения наций нет единого основания. Какие-то из них возникли в результате изменений внутри одной народности (англичане, шведы и некоторые другие народы Европы), другие – посредством объединения в нацию нескольких народностей, которые близки друг другу по языку и культуре (так, французская нация родилась из слияния провансальской и северофранцузской народностей). Европейским нациям было свойственно формирование их в рамках централизованных государств на базе одной или нескольких народностей, близких этнически. Тем не менее, некоторые из них сформировались в условиях политической раздробленности (немцы, итальянцы). На Юго-Востоке и Востоке Европы нации формировались внутри полиэтнических империй (Российской, Австро-Венгерской, Османской).
Нация является уникальным историческим образованием человечества. Ее уникальность обусловливается исторической и географической средой, а также менталитетом, бытом, своеобразием экономического развития, культуры, государственного устройства. Таким образом создается собственный особый облик духовности, национального характера, нравственности и самосознания. Однако наций, которые были бы схожи во всех отношениях, не существует на планетах, несмотря на то, что они могут находиться в непосредственной территориальной близости (к примеру, белорусы и русские, чехи и словаки, турки и болгары, венгры и австрийцы). Тем не менее, географическая близость способна только подчеркнуть национальные особенности, а не стереть их.
Признаки нации:
- общая территория;
Это один из самых важных признаков нации, т.к. территория – это то формальное пространство для людей, в котором они исторически проживают и работают. В территориальном единении нации сущностными являются такие понятия как «отчизна», «родина», «государство», «страна», однако они имеют свою понятийную специфику.
Одновременно с этим, то, что люди живут на одной территории – это не объединяет их в единую нацию.
- общий язык;
Национальный язык является речевым и административным языком людей, который понятен для всей нации и закрепился в литературе и юриспруденции. Лишь языковая общность способна обеспечить полноценную экономическую, научную, управленческую, оборонную, педагогическую и иную жизнь страны.
Тем не менее, надо принимать во внимание, что язык у нескольких народов может быть один и тот же, однако они при этом не являются нациями – к примеру, Австрия и Германия, Франция, Бельгия и Канада, Испания и Аргентина. Общность языка необходимо рассматривать во взаимосвязи с остальными признаками нации.
- общая экономическая жизнь;
Это один из сущностных признаков нации. В его основе лежит не необходимость, чтобы нация производила какой-либо единый продукт, а то, что промышленно-хозяйственная специализация регионов страны и упрочение торговых и финансовых отношений внутри государства будут способствовать единению нации, закреплению ее положения на международной арене, укреплению способности к обороне и т.д.
У каждого субъекта Федерации есть свои экономические особенности, которые позволяют им участвовать в планомерной хозяйственно-экономической жизни страны. Государство выстраивает единую экономическую политику, которая отвечает общенациональным интересам и потребностям благодаря специализации регионов в экономической сфере жизни общества.
- общие черты культуры и менталитета;
Менталитет нации является историческим явлением и отражает в сознании народа особенности его бытия и всей системы отношений. Он представляет собой меру духовных ценностей нации и проявляется в особенностях ее национального характера, нравах, государственном устройстве, традициях, склонностях, привычках. Находит свое отражение во всех видах и родах человеческой деятельности – в песнях и музыке, танцах, литературе, живописи, архитектуре, языке. Особую роль играет национальное самосознание, формирующееся в течение всей истории становления и развития нации, которое позволяет людям гордо идентифицировать себя в общенациональном «Мы». В основе самосознания нации лежат ценности любви к Родине, внутренняя позиция гражданина, готовность к службе Отечеству и его защите, но самое главное – удовлетворенное чувство отличия себя от других наций.
- государственность и единство правовых норм;
Право в своей сути является историческим явлением. Оно начало формироваться одновременно с зарождением общества, становлением государства и продолжило свое развитие совместно с формированием национальной самостоятельности, сообразно с национальными особенностями, правлением и государственным устройством. У права есть два уровня – позитивный и естественный. Естественное право включает в себя триаду – формальное равенство, свобода и справедливость. Позитивное право – это юридические догмы и законы. Нация является сложным историческим образованием, которое требует предметной правовой и государственной обеспеченности, без которых ее развитие и становление весьма проблематичны. Так, вперед выступает естественное право людей, обладающих национальной принадлежностью в границах государства. С позиции установки формального равенства, каждый из представителей нации обладает равной возможностью реализовывать свои способности и потребности. Равенством называют правовой принцип государственного становления нации, национального государственного устройства, нормы поведения свободных индивидов. Вторым критерием естественного права является свобода – общенациональное осознание людьми меры необходимого. Свобода является формой государственного устройства нации, формой национального устройства государства. Третий критерий естественного права – справедливость. Каждый человек, каждый субъект национальной общности и нация в целом могут использовать это правовое свойство для того, чтобы ценностное и значимое в национально-государственном устройстве. Государство гарантировать формальное равенство, свободу и справедливость для всей нации. Естественное право всегда отражается в позитивном праве – правовых нормах и юридических государственных актах: конституции, указах, законах, постановлениях, которые способствуют всестороннему национальному развитию и целостному функционирования различных сфер общественной жизни – экологии, экономики, педагогики, управления, искусства, науки, физической культуры, медицины, общественной безопасности и обороны, включая обширный спектр разнообразных внутринациональных отношений.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что нацией называют социальную общность, которая исторически возникает на основе общности экономической жизни, территории, языка, правовых норм, государственного устройства, культуры и менталитета.
От народности нацию отличает то, что она является более устойчивой социальной общностью, причем эту устойчивость ей придают само государство и различные правовые и экономические факторы.
Навигация по статьям