Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Современная западная философия о человеке
Содержание:
- 28 июня 2023
- 7 минут
- 270
В современной философской мысли западных стран на первый план выдвигаются идеи личного, индивидуального, особенного, отдельного. Главная сила, которая притягивает мыслителей к рассуждениям – идея человеческой личности. В силу этого основной сферой рассмотрения этого вопроса являются антропологические направления индивидуализма и персонализма.
Персонализм
Многие мыслители пытались раскрыть этот вопрос. Каждый ставил свои задачи в рассмотрении персонализма как направления. Именно поэтому существует несколько определений этому термину. Один из выдающихся философов своего времени М. Шелер определяет личность как некий живой источник, из которого исходит действие.
Личность представляет собой индивидуальность, которая способна к совершению разнообразных актов бытия. М. Шелер высказывает своё мнение о том, что личность не имеет возможности быть законченной. Скорее, это действующее бесконечное начало, которое не подчиняется никаким законам и причинам.
На этом примере философ подтверждает, что личность имеет динамичный характер и не может останавливаться в своём развитии. Кроме того мыслитель говорит о том, что человек подчинён в своей общественной жизни некоторым общезначимым ценностям, и в соответствии с этим он лишь постольку является человеком, поскольку может воплотить эти ценности в жизнь. А всё дело в том, что эти ценности приобретаются человеком неосознанно в ходе феноменологического жизненного процесса. Более того, сознание человека никак не участвует в этом процессе, и даже никакая историческая субъективность не принимается во внимание сознанием.
Экзистенциализм
С. Кьеркегор рассуждая о человеческом существовании, говорит о том, что оно происходит в трёх замкнутых сферах:
- Эстетической.
- Этической.
- Религиозной.
Эстетическая сфера представлена пассивным наслаждение, которое по обыкновению сменяется отчаянием.
Этическая сфера представляет собой исполнение долга, отдельные виды самопожертвования, которые неизбежно ведут к духовной пустоте.
Религиозная сфера обращает человека в свою глубь и при помощи некоторых манипуляций он может достичь вершины своего существования. Именно боязнь предстать перед Богом в неприглядном виде, спасает его от греха и даёт надежду на то, что вера и любовь к Богу поможет спасти душу.
Ещё один мыслитель – Ясперс, высказывается об экзистенциализме как о сфере, где человек может достичь совершенства. Он говорит о том, что истинная коммуникация возможна и с другими людьми, не только с Богом. В силу этих аспектов, нельзя, по мнению мыслителя, с применением научных методов постигнуть целостность человеческого бытия. Такие старания могут привести лишь к познанию некоторых фрагментов сущности человеческой жизни. Глубокий смысл ценности человека заключён как раз-таки в исторической неповторимости и исключительности, а не в родовом или идеально-типическом.
Жизненные условия регулярно помещают человека в какую-то определённую ситуацию. Ясперс выделяет в некотором смысле критические ситуации, когда человек не оставить всё как есть и принять самостоятельно решение при этом существует вероятность, например, потерять жизнь. Находясь, в так называемых пограничных условиях (болезнь, война, откровенная угроза жизни), жизнь человека происходит в страданиях, которые вызывают у него вину, но при этом человек должен принять ответственное решение и совершить свой конечный духовный акт выбора.
Подлинная экзистенция может быть достигнута человеком только в пограничных условиях. Всё потому, что они вызывают такое эмоциональное состояние, при котором невозможно не проявить свою истинную сущность и способность к некоторым поступкам.
Прагматизм
Порядки и закономерности не являются чем-то значимым, по мнению У. Джеймса. Он призывает отказаться от идей создания законов, потому что они лишь ограничивают действия человека.
По мнению У. Джеймса, мир всегда остаётся незавершённым, именно это и толкает человека к активным действиям, которые имеют творческую направленность. Любая человеческая деятельность посредственно создаёт структуру и среду, которая, в свою очередь, формирует и поглощает результаты человеческой активности. Таким образом, человеку приходится регулярно принимать участие в формирующей деятельности, с целью формирования потока становления.
Ещё один мыслитель, Дж. Дьюи ставит во главе человеческого существования и деятельности бытие. В природных условиях человек ежедневно, по мнению философа, сталкивается с определёнными проблемами, которые требуют разрешения. Эти сложные ситуации человек старается преодолеть с помощью инструментов, которые специально создаёт для этой борьбы. Тем самым улучшает качество собственной жизни. Кроме того, в основе творческой практической деятельности человека лежит задача преодоления трудностей путём овладения действительностью.
В философском учении Дж. Дьюи основное место занимает язык, который является двойственным выразителем человеческой природы. Здесь и чувственная, и духовная, и социальная – все отношения между людьми, которые строятся в процессе существования "я, ведущего себя в мире".
Навигация по статьям