Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Структура общественного сознания. Формы общественного сознания
Содержание:
- 22 июня 2023
- 22 минуты
- 1206
Общественное сознание является достаточно сложным для понимания и восприятия явлением. Для него характерно несколько сторон, которые представляют собой относительно самостоятельное духовное образование. Одновременно с тем связана и с другими его сторонами как прямо, непосредственно, так и косвенно. В итоге общественное сознание представляется как структурная целостность, элементы которой связаны друг с другом.
Структура общественного сознания в современной социальной философии
По мнению современной социальной философии, в структуру общественного сознания входят следующие элементы:
- Обыденное и теоретическое сознание.
- Общественная психологи и идеология.
- Формы общественного сознания.
Обыденное и теоретическое сознание
Обыденное и теоретическое сознание. Оно включает в себя два уровня общественного сознания – низший и высший. Их разница в глубине понимания общественных явлений и процессов, а также в уровне их осознания.
Обыденное сознание характерно для всех людей без исключения. Оно формируется в ходе ежедневной деятельность и основывается на эмпирическом опыте, иначе говоря повседневной житейской практики. По большому счёту это стихийное отражение людьми всего потока социальной жизни без применения систематизации общественных явлений и установления их глубинной сущности.
В ситуации, когда люди лишены научного понимания определённых явлений общественной жизни, они говорят о подобных явлениях на уровне обывателя. Таких ситуаций складывается в жизни каждого человека бесчисленное множество, поскольку не все люди могут мыслить научно.
Очевидно, что при меньшем уровне образованности людей, они в больше степени рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обывателей. Однако важно понимать, что даже самый грамотный человек не может мыслить научно совершенно обо всём.
Следовательно, область функционирования обыденного сознания имеет весьма обширные очертания. Оно даёт возможность с высокой долей достоверности, опираясь на здравый смысл, говорить о многих явлениях и событиях общественной жизни и принимать на этом уровне верные решения, которые базируются на житейском опыте. В этом определена роль и значение обыденного сознания в жизни людей и в развитии общества.
В основанном на житейском опыте обыденном сознании содержатся полезные сведения, которые нужны для ориентации людей в окружающем мире, а также для их производственной и не только деятельности. Такие сведения касаются свойств природного мира, трудовой деятельности, семьи и быта людей, их экономических отношений, нравственных норм, искусства и т.п. Народное искусство до сих пор практически полностью основывается на обыденных представлений людей о прекрасном.
В данном контексте теоретическое сознание представляется как осмысление явлений общественной жизни посредством установления их сущности и объективных закономерностей их развития. Это всё касается экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Как следствие, оно предстаёт как более высокий по сравнению с обыденным уровень общественного сознания.
Теоретическое сознание представлено логической системой взаимосвязанных положений, таким образом, она выступает конкретной научной концепцией, касательно того или иного явления общественной жизни. Субъектами теоретического сознания являются не все люди, а только учёные, специалисты, теоретики в различных областях знаний, а также люди, которые могут судить с научной точки зрения о соответствующих явлениях развития общества. Зачастую так случается, что какой-то человек рассуждает о сравнительно ограниченном круге общественных явлений с научной позиции. Об остальных он рассуждает на уровне обывателя, и хорошо, если, опираясь на здравый смысл, потому что возможно, что всего лишь на уровне собственных иллюзорных представлений и общепринятых мифов.
Обыденное и теоретическое сознание взаимодействует друг с другом. Как следствие, оба они развиваются. В силу этих обстоятельств, обогащается содержание обыденного сознания, которое пополняется всё более научными сведениями и суждениями о различных явлениях общественной жизни. В данном контексте современное обыденное сознание людей существенно отличается от того, что происходило, например, два века назад.
Два уровня общественного сознания выполняют свои функции в жизни и деятельности людей, а также влияют на развитие общества.
Общественная психология и идеология
Общественная психология и идеология являются своеобразными структурными элементами общественного сознания. В них выражается не только уровень понимания существующей социальной действительности, но и отношение к ней со стороны разных социальных групп и национально-этнических сообществ. Своё выражение такое отношение получает в потребностях людей, иначе говоря во внутренних побуждениях к освоению реальности, к утверждению одних условий общественной жизни, а также к уничтожению других, к производству тех или иных материальных и духовных ценностей и их потреблению.
То отношение к явлениям общественной жизни, которое заключено в общественной психологии, выражается в потребностях людей и их интересах, а также в различных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, проявлениях моды и стремлениях, целях и идеалах. Здесь говорится о конкретном настрое чувств и умов, который сочетает в себе определённое понимание происходящего в обществе и духовного отношения к ним субъектов.
Общественная психология становится в таком случае тем самым единством эмоциональных и интеллектуальных отношений людей, которая выражается в отношении условий жизни и общественного бытия. Она характеризуется как проявление психологического склада социальных групп и национальных общностей.
В социально-классовом характере также находит своё выражение психологический склад классов и иных социальных групп, их деятельность этим и определяется. В итоге общественная психология выступает как форма убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношения к ней.
Общественная психология подобно обыденному сознанию является проявлением сознания больших масс людей, классов, наций и народов. В данном контексте она взаимозаменяема с массовым сознанием, поскольку имеет те же свойства.
Одной из функций общественной или социальной психологии является ценностно-ориентировочная. Её суть состоит в том, что сформировавшаяся психология классов, народов складывает ценностные ориентации людей, а также предпосылки для их действий, опираясь на оценку социальных групп различных явлений общественной жизни.
Ещё одной функцией общественной психологии является мотивационно-побудительная. Её суть в том, что она способна побудить массы людей, отдельные социальные группы к действию в конкретном направлении, иными словами создаёт предпосылки для соответствующей мотивации деятельности людей. В данном контексте воздействовать на общественную психологию ни что иное, как способствовать зарождению мотивов деятельности поведения людей, их волевых усилий, которые устремлены на реализацию их социальных интересов. Большинство из этих мотивов появляются внезапно и процессе перманентного воздействия на сознание людей объективных условий их жизни.
Это свидетельствует о том, что в ходе проведения государственной политики, вне зависимости от того, касается она общества или какой-то иной сферы, важно придавать значение общественной психологии различных социальных групп и слоёв населения. Поскольку социально-психологические мотивы представляют собой очень важный фактор, который либо содействует, либо наоборот препятствует осуществлению подобной политики.
Работа механизма социальной деятельности зависит ещё и от идеологии. Она способна передать, как и общественная деятельность объективные потребности и интересы различных социальных групп, в первую очередь классов, а также социальных общностей.
Сама идеология является системой взглядов и установок, которые отражают социально-политический строй общества, его социальную структуру, потребности и интересы на теоретическом уровне. Она более чётко выражает отношение тех или иных классов, политических партий и движений к существующей политической системе общества, государственному строю, отдельным политическим институтам.
Полагаясь на то утверждение, что идеология выступает как теоретическая концепция, можно говорить о том, что она волей-неволей должна освещать процесс общественного развития, находить суть политических, правовых и других явлений и закономерностей их развития. Но необходимо понимать, что это происходит далеко не всегда.
По большому счёту научным содержанием наполняется идеология тех социальных субъектов, которые представляют интересы актуальные для основных тенденций развития общества и совпадают с интересами общественного прогресса. В такой ситуации их интересы совпадают с подлинными интересами большинства членов общества. В силу этого у них не возникает необходимость прятать собственные интересы, и одновременно существует необходимость понять закономерности развития общества, взаимодействие объективных и субъективных условий его функционирования. Как следствие, заинтересованность в научном анализе общественных явлений, в поиске истины. Таким образом, можно сделать вывод, что движущая сила идеологии – социальный интерес, а познавательный ориентир – истина.
Были выявлены случае, когда настоящие интересы тех или иных классов скрываются в идеологии. Это происходит из-за расхождения с интересами прогрессивного развития общества. Тогда создаётся такая идеология, которая видит своей целью создать картину заведомо ложных процессов, происходящих в обществе, а также расстановки социально-классовых сил, искажение цели их деятельности и т.п. Иначе говоря, формируется сознательная мистификация реальности, появляется множество социальных мифов, которые способны затуманить сознание масс и в таких условиях реализовываются интересы тех сил, которым подвластна эта идеология.
Идеологии характерна социально-классовая природа. Но это не всегда значит, что она представляет узкую систему взглядов конкретного класса. В первую очередь, идеология любого класса может содержать в себе положения, которые разделяются представителями других классов и слоёв общества. По этим причинам она становится их общей идеологией, расширятся социальная база. Далее важно отметить, что идеология выражает в том числе и национальные интересы, и общечеловеческие, помимо социально-классовых.
Однако самой важной частью идеологии выступают те её положения, которые отражают интересы того или иного класса, которые согласуются или расходятся с интересами другого класса. Идеология может быть, как научной, так и ненаучной, прогрессивной и реакционной, радикальной и консервативной. Главным образом это зависит от её социально-классового содержания, форм, а также способов её воплощения в жизнь.
От общественной психологии она отличается тем, что она формируется сознательно, а не стихийно.
В качестве идеологов выступают политики, философы и теоретики. После чего при помощи специальных механизмов идеология попадает в массы и внедряется в их сознание посредством различных рычагов системы образования и воспитания, средства массовой информации и т.п. В итоге, процесс создания идеологии и её распространения в обществе представляется от начала до конца осознанным и целенаправленным.
Очевидно, что распространяется именно та идеология, которая представляет интересы большинства членов общества. Случается, что идеология навязывается массам, даже если она чужда им и их подлинным интересам. Многие индивиды и группы людей могут заблуждаться и руководствоваться объективно чужой идеологией. В итоге они оказываются на стороне тех, чьи позиции не совпадают с их собственными и причиняют ущерб своим взглядам.
Сила влияния той или иной идеологии зависит от её положения в обществе тех классов и социальных групп, интересы которых она представляет, более того является наиболее глубокой и устойчивой, чем общественная психология. Идеология может оказывать долговременное влияние на характер человеческой социальной активности, в той ситуации, когда она выражает на только своевременные, но и укоренённые интересы классов.
Очевидно, что идеология проходит процесс своего формирования под воздействием всех без исключения объективных и субъективных условий развития общества. Более того, под влиянием и общественной психологии. Вместе с тем она оказывает особое влияние и на общественную психологию.
Стоит отметить, что под влиянием идеологии может в значительной мере изменяться эмоциональный настрой всех социальных групп, а также их умонастроения. Иначе говоря, вся социально-психологическая система мотивов их действий подвержены влиянию идеологии. Установки идеологии так или иначе вписываются в социально-психологические мотивации действий социальных групп и задавать их направление. Обычно идеологические установки тают толчок к серьёзным преобразованиям в социальной сфере. Но существуют и исключения, которые в любом случае являются подтверждением общего правила.
Формы общественного сознания, критерии их разграничения
Для современной социальной философии характерно несколько форм общественного сознания: политическое, правовое, моральное, этическое, религиозное, научное и философское. Каждая форма является отражением соответствующей стороны общественной жизни и воспроизводит их духовно. При всём при этом у них сохраняется самостоятельность во всех формах общественного сознания, воздействующих на происходящее в обществе политические, экономические и другие процессы.
Данные критерии выделяют и разграничивают по определённым критериям. В первую очередь их различают по объекту отражения. Именно это и лежит в основе их разграничения.
Для правового сознания характерно отражение различных правовых моментов правовой жизни общества, связанных с разработкой и внедрением в практическую жизнь любых правовых и законодательных норм. Моральное сознание отражает действительность нравственных отношений в обществе. Эстетическое сознание представляет собой эстетическое отношение людей к окружающему миру, которое отражается в искусстве. Очевидно, что все формы общественного сознания отражают так или иначе такие стороны жизни, которые хоть и не явно, но всё же связаны между собой. Но свой объект каждая из них отражает в полной мере и наиболее ярко, духовно и точно.
Формы общественного сознания отличаются и разграничиваются между собой по формам и способам отражения реального положения дел.
Для искусства характерно проявление эстетического сознания посредством художественных образов. Здесь различные жанры искусства используют свои способы передачи эстетического освоения мира. Моральное сознание отражает существующие в обществе отношения в форме моральных переживания и воззрений, которые выражаются в моральных нормах и принципах поведения, более того различным обычаям и традициям это тоже характерно. Политические и религиозные взгляды по-своему отражают общественную жизнь.
Все формы общественного сознания отличаются по своей роли и значению в жизни общества. Это определяется теми функциями, которые каждая из них выполняет. Здесь говорится о познавательной, эстетической, воспитательной, идеологической функциях различных форм общественного сознания, а также о функциях морального, политического и правового регулирования поведения людей и общественных отношений, которые образуются между ними.
Важно помнить и о такой важной функции, как сохранение духовного наследия общества в науке, искусстве, морали, политическом, правовом, религиозном и философском сознании. Более того, не стоит забывать и о прогностической функции науки, философии и других форм общественного сознания, а также о их способности предсказывать будущее и делать прогнозы касательно развития общества в ближайшие и отдалённые периоды. Для всех форм общественного сознания характерен конкретных набор функций, о которых говорилось выше. В реализации данных функций проявляется её роль и значение в жизни общества.
Все формы общественного сознания – политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное и др. – взаимодействуют между собой и взаимосвязаны, поскольку взаимодействуют те стороны жизни общества, которые в них имеют своё отражение. Таким образом, общественное сознание является некой целостной системой, которая отражает единство социальной жизни, построенной именно на этом взаимодействии.
Именно в границах структурной целостности общественного сознания между собой взаимодействуют обыденное и теоретическое сознание людей, их общественная психология и идеология, а также все формы общественного сознания, о которых говорилось выше.
Характер сложившихся общественных отношений влияет на то, какая форма будет преобладать – политическая, правовая, моральная, научная или религиозная.
Особенности общественного сознания современной России
Сегодня в России наблюдается рост политического сознания не только государственных или политических деятелей, но и простых людей. Это происходит благодаря реформам политической системы. Более того, говорят о повышении роли правового сознания в связи с активным процессом правотворчества при переходе к новым общественным отношениям и стремлениям народа выстроить новое правовое государство в целом.
Также очевидно распространение религиозного сознания в массах. Его миротворческая роль постепенно возрастает, что способствует достижению духовного единства народа. Более того, можно утверждать о возросшем значении морального и эстетического сознания, характерных нравственных и эстетических ценностей, которые должны по своему существу обогащать духовность народа и придавать отношениям между людьми гуманность. Очень важно, чтобы все объективные требования осуществились.
Для усложнения процессов общественного развития и повышения их динамической силы, необходимо повышать уровень творческой активности людей. Однако нужно понимать, что эта активность должна быть осознанной, основываться на ясных целях и убеждениях. Таким образом возрастает значение всех форм общественного сознания, в пределах которых происходит осмысление различных явлений и процессов общественной жизни. Более того, именно так вырабатываются новые способы, которые помогают воздействовать на них.
Навигация по статьям