Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Жизнь и взгляды Бенедикта Спинозы
Содержание:
- 02 мая 2023
- 9 минут
- 555
Биография Бенедикта Спинозы
Бенедикт (Барух) Спиноза — нидерландский политический мыслитель, философ и пантеист — родился в 1632 г. в семье зажиточного купца еврейской общины. Учился в религиозном училище. Отличаясь, нестандартным мышлением и острым умом, Спиноза в юном возрасте проникся идеей демократии, вольнодумства и отверг веру и традиции еврейской общины.
27 июля 1656 г. Спиноза был прозван еретиком и отлучен от религиозной общины, поэтому мыслитель был вынужден покинуть Амстердам и переехать в деревню.
В 1660-е гг. политическая активность Спинозы возрастает. Ян де Витт - глава антиклерикального буржуазно-республиканского правительства - дает философу задание: написать свой «Богословско-политический трактат». Этот труд называют одним из самых критических произведений XVII века.
В 1675 г. политическая активность Спинозы постепенно убывает, но он заканчивает свой главный труд - «Этику». Мыслитель даже приступил к работе над продолжением «Этики» - «Политическим трактатом» - но не успел его дописать. Спиноза скончался в 1677 г. от туберкулеза. После его смерти друзья опубликовали произведения автора, но их вскоре запретили. Только в XIX в. труды мыслителя вновь начали публиковаться.
Политические идеи Спинозы
Рассуждая о политике, Спиноза во многом руководствовался собственными этическими учениями о свободе и необходимости, в которых раскрываются мотивы поведения человека в социуме и в системе политической власти. Согласно Спинозе граждане любого общества движимы своими частными эгоистическими интересами, которые, по сути, являются природным и естественным состоянием. Однако Спиноза не отрицал возможность гармоничного сочетания таких интересов с общественными.
Во всех исследованиях Спинозы можно выделить основную тему – свобода или демократия, которую автор считал упорядоченной свободой. В основе свободы лежит разум – источник личной автономии и правоспособности, своеправия. Именно благодаря разуму человек получает способность естественным образом (из природы) познавать вечные божественные законы и следовать им как основным постулатам добродетели.
Спиноза считал, что общество переходит от естественного права к гражданскому состоянию при наличии любой верховной власти как организации публичного правления (res publico). Государство при этом выступает в качестве совокупного тела этой верховной власти.
Цель государственного устройства, по мнению Спинозы, заключается в достижении и защите свободы, в первую очередь, политической и религиозной. Государство при этом имеет столько прав, сколько мощи.
Автор также отмечал, что общество не способно существовать без силы и власти, и, следовательно, без законов, которые призваны усмирять и сдерживать необузданные страсти и порывы людей. Объединяясь в общество, люди своеобразным образом заключают общественный договор, основанный на идеях естественного права.
Спиноза полагал, что в демократии объединены два начала, благодаря которым устанавливается правопорядок: принцип повиновения верховной власти в лице государства и свободу.
Основные признаки демократического устройства
Согласно Спинозе у демократии есть четыре основных признака:
- Эго: граждане («всеобщее собрание людей») обладают верховным правом на все.
- Общество, в котором фактически каждый гражданин примеряет на себя роль как суверена (в рамках собрания), так и подданного (как частное лицо).
- Общество, в котором институт демократии сам по себе основывается на принципе равенства.
- Общество, где имеет место определенное соотношение между принуждением и свободой.
Спиноза отмечал, что благодаря государственной власти подчинение всеобщему правопорядку становится для каждого необходимым и обязательным. Иными словами правомочность действий каждого гражданина основывается на определенной санкции (общем решении) государства. Так, Спиноза формулирует зависимость человека от государства: государство не является чем-то противоестественным, носящим характер тотального принуждения – на самом деле оно есть залог правопорядка, исключающий произвол отдельного лица.
Взгляды Спинозы на форму государственного правления
В своей работе «Политический трактат» Спиноза выводит жесткую взаимосвязь между суверенитетом и мощью государства и свободой человека: для обоих общим условием развития выступает главенство разума. Согласно мыслителю, свобода является необходимым условием спокойствия и благочестия в общественной и государственной жизни.
Разум свободного человека – это единственное средство истинного познания нужности всеобщих законов (определяемых богом), способное лучше всего прочего укрощать аффекты (страсти) людей и укреплять общественную жизнь.
В гражданском (правоподчиненном) состоянии автор не усматривает чего-либо, что противоречило бы естественному разуму и его императивам. Спиноза полагал, чем более человек руководится разумом, т.е. чем более он своеправен и свободен, «тем неуклоннее будет он блюсти право государства и исполнять приказы верховной власти».
При этом Спиноза полагал, что естественная основа государства все же должна выводиться не только из указаний разума, но «из общей природы и строя людей», поскольку люди, составляющие массы, «скорее следуют руководству слепого желания, чем разума». Таким образом, Спиноза рассматривал такие человеческие аффекты, как любовь, гнев, ненависть, честолюбие, сострадание, зависть и иные движения души, не в качестве пороков человеческой природы, а как естественные, природные свойства, характерные людям.
Политическое учение Б. Спинозы отрицает всякое суеверие, а также все то, что не имеет естественного, здравого смысла. Антиклерикализм его суждений нашел свое отражение в критике догматизма и суеверия церкви, но при этом Спиноза не отрицал религию, связывая ее с мудростью.
Рассуждая об отношениях между духовной и светской властью, Спиноза категорично отрицал необходимость наделения священнослужителей политической властью. Можно сказать, что Спиноза фактически одобряет принцип отделения церкви от государства, поэтому настаивает на том, чтобы только одна верховная власть была вправе решать, что законно или незаконно.
Таким образом, политические идеи Б. Спинозы оказали влияние на развитие свободомыслия в Западной Европе, особенно в Германии XVIII-XIX вв. и Франции XVII- XVIII вв. Его рассуждения оказали влияние на формирование политических идей многих других мыслителей, например, Шеллинга, Гегеля и пр.
Навигация по статьям