Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства
Содержание:
- 21 сентября 2023
- 9 минут
- 292
Предпосылки народных волнений
В стране на протяжении длительного периода наблюдалась нестабильность верховной власти, что в итоге привело к произволу местных феодалов. Очевидно, что это спровоцировало рост недовольства среди крестьянства и вылилось в открытые выступления посадских низов в некоторых городах.
Особенно резко социальные противоречия обострились в середине XVI в. 21 июня 1547 г. случился разрушительный пожар, который практически полностью уничтожил столицу. Это стало главным поводом выступления московских посадских людей. Горожане судачили, что главным поджигателем была бабка юного царя – Анна Глинская, якобы сумевшая при помощи магии поджечь Москву.
Посадские люди потребовали особого розыска и наказания "злодеев". Враги рода Глинских в лице старомосковской боярской знати подхватили слухи и приложили все усилия, чтобы направить гнев горожан против своих политических соперников. Дядю царя – Ю.В. Глинского – растерзала толпа, другие его дяди скрылись, их дворы подверглись погрому и грабежу, а слуги были перебиты.
Давление людей на царя Ивана IV
29 июня восставшие, так называемые «черные люди», организовали сходку (которую даже назвали «вечем»). Затем толпа вооружилась подручными средствами и отправилась в Воробьев в царскую резиденцию, чтобы потребовать от царя выдачи сбежавших Глинских.
Юный государь Иван IV (прозванный впоследствии «Грозным») был застигнут врасплох. Страшно перепугавшись волнения черни, царь вынужден был пообещать, что проведет настоящий сыск и накажет виновников пожара. Он даже пообещал, что предоставит помощь в восстановлении домов всех восставших. Москвичи поверили царю и отступили назад в город.
В скором времени волнения в Москве прекратились, но общественное недовольство в стране продолжало расти. Отклики московского восстания отразились в волнениях в псковском пригороде Опочке летом того же 1547 г. и в самом Пскове в 1550 г.
Городские низы, ставшие основной и самой массовой силой московского восстания 1547 г., своим бунтом лишь ускорили крах очередного боярского правительства: Глинских у власти сменили подстрекатели восстания, представители старомосковского боярства Захарьины-Кошкины, которые являлись родственниками Анастасии - первой жены царя.
Этот народный бунт очень сильно повлиял на юного царя Ивана IV. Он на всю жизнь запомнил чувство унижения, за что после жестоко мстил каждому, кто ему не угодил в чем-либо. Вместе с тем возмущение москвичей натолкнуло Ивана IV на мысли о разработке и проведении политики реформ.
Формирование «Избранной рады»
Бурные события 1547 г. стали предпосылкой глубоких государственных трансформаций. В скором времени вокруг молодого царя сформировалась особая группа приближенных к нему лиц, которую князь Андрей Михайлович Курбский, один из ее участников, впоследствии назвал на польский манер "Избранной радой".
В составе Избранной рады числились, в том числе, знатные князья А. М. Курбский, М. И. Воротынский, Н. И. Одоевский и др. Первый глава Посольского приказа думный дьяк И. М. Висковатый также пополнил ряды Рады. И митрополит Макарий весьма активно поддерживал деятельность новой группы.
Интересно отметить, что Рада формально не являлась государственным учреждением, но, по сути, именно она была правительством России и на протяжении 13 лет управляла страной от имени царя, последовательно претворяя в жизнь целостную программу крупных реформ.
Эти реформы по своему содержанию совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, написанных в 1549 г. дворянином и талантливым публицистом И. С. Пересветовым. Он активно выступал за серьезное укрепление основ Российского государства в интересах отдельной группы населения – консолидирующегося служилого дворянства.
Дальнейшие государственные преобразования
Особым этапом в ходе эволюции государственного и политического развития России считается создание первого сословно-представительного законосовещательного института – Земского собора, который был созван в Москве в феврале 1549 г. В его составе были Боярская дума, "Освященный собор", собранный из высших иерархов Русской православной церкви, и земские люди, представлявшие различные слои населения и различные местности государства.
Созыв Земского собора историки называют важной вехой в формировании сословно-представительной монархии, поскольку он способствовал укреплению царской власти.
Сохранились данные о том, что Соборы созывались в 1566 г., 1575 г., 1576 г., 1579 г., 1580 г., 1584 г. и в начале 1598 г., но регулярно действующим "парламентским" органом власти, который ограничивал бы самодержавие в России, они так и не стали.
Основной целью созыва Собора 1549 г. стало решение вопросов о реформах Избранной рады и подготовке нового Судебника. Принятие последнего произошло в 1550 г., и именно он стал правовой основой для проведения масштабных государственных реформ в 50-х годах XVI в.
Новый Судебник стал преемником особенно важной статьи Судебника 1497 г. – "О христьянском отказе". Согласно ей для всего Российского государства устанавливался единый срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому – за неделю до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября).
Новым Судебником разрешалось обращение холопов в крестьян, права наместников ограничивались, наказания за разбой ужесточались, и вдобавок были введены статьи о наказании за взяточничество. Также в него были внесены дополнения и изменения, касающиеся усиления центральной власти, а именно:
- контроль над наместниками,
- взимание единой государственной пошлины,
- переход права сбора торговых пошлин (тамги) к царской администрации.
Новый свод законов запрещал перевод боярских детей в холопы (мелкопоместных дворян, служивших князьям и боярам) и ограничивал приток посадских людей во владения монастырей. Последняя мера была направлена на предотвращение убыли налогоплательщиков, так как духовенство в те времена освобождалось от государевых налогов.
Податное население обязано было нести тягло – совокупность натуральных и денежных повинностей. В XVI в. для всего государства установилась единая мера взимания налогов – "соха", для чего регулярно осуществлялась опись сельских и городских земель, находившихся в хозяйственном обороте – "сошное письмо".
Навигация по статьям