Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Революционное движение народников
Содержание:
- 04 августа 2023
- 11 минут
- 4899
Предпосылки возникновения движения народников
В российском обществе не существовало легальных способов реализации политики оппозиции, это продиктовало идеи социализма, как социальной перспективы, нигилизма, как идейно-нравственной позиции, радикализма, как общественного действия, и стали предпосылками идеологии и практики революционного народничества.
В основу революционного народничества легла теория русского «общинного социализма», которая была выдвинута Н. Г. Чернышевским и А. И. Герценым. Эта теория обосновывала возможность трансформации общественного строя России, минуя капитализм, в социализм, новый идеальный строй, который основан на общественной собственности, свободе личности и коллективном труде.
Движение народников
В 1870-х гг. в народническом движении реализовывались конкретные пути подготовки народа к революции и осуществлению социалистических планов. Сторонники самых разных революционных направлений или «действенного» народничества, таких как: пропагандистского (идеолог П. Л. Лавров), бунтарского (идеолог М. А. Бакунин), заговорщического, или бланкистского (идеолог Π. Н. Ткачев), – ставили целью подготовить крестьянство ко всеобщему восстанию, свергнуть самодержавие, осуществить «общинный социализм» в реальной жизни.
Революционеров объединяло, помимо общих идеалов и целей борьбы, мнение о том, что только российская интеллигенция способна подготовить народ к революционным действиям. Именно эта часть российского общества, накопившая за десятилетия эксплуатации народа «долг» перед ним, живущим в бесправии, невежестве и нищете, должна, по мнению народников, показать путь в новое общество, которое будет справедливым для всех, таким образом «вернуть неоплатный долг».
Но мнения представителей различных движений «действенного» народничества не совпадали в вопросах путей и методов революционной борьбы. Так по мнению П. А. Лаврова, молодежи, которая посвятила себя революции, необходимо было вести тщательную подготовку к ней, с помощью массовой пропаганды формируя революционные настроения у крестьян.
В свою очередь, М. А. Бакунин считал, что необходимо разжигать всероссийский бунт руками интеллигенции. Как и его единомышленники-анархисты, Бакунин видел в любой власти, реализованной в государственных структурах, порок, вне зависимости от режима, будь то монархия или республика, независимо от проведения реформ. По мнению анархистов, сама природа власти предполагает антинародность.
П. Н. Ткачёв не принимал крестьянство, как двигатель социальной революции, так как, по его мнению, крестьянство было пассивно и недостаточно образовано для самостоятельного совершения революции. При этом совершить революцию, которая установит революционную диктатуру «социального меньшинства», по мнению революционера, может только хорошо законспирированная заговорщическая ячейка. Ткачёв считал, что социальный переворот должен руководиться и быть осуществлен «узким кругом революционной интеллигенции», крестьянство сможет стать «ячейкой социализма» только после уничтожения существующего самодержавного строя.
Хождение в народ
С 1871 по 1874 г. члены Петербуржского кружка «чайковцев», названного по фамилии его руководителя Н. В. Чайковского, вели подготовку народной революции, проводя пропаганду среди крестьян.
Кампания «Хождение в народ» не возымела успеха. Многие из её участников были арестованы и осуждены.
Земля и воля
Провал «хождения в народ» стал стимулом объединения народников. В 1876 г. В Петербурге сформировалась новая организация народников «Северная революционно-народническая группа», позднее известная как «Земля и воля». Новая организация являлась хорошо законспирированной централизованной организацией, целью которой была подготовка крестьян к революции.
Программа «Земли и воли» предполагала следующее:
- социалистическая революция будет осуществлена через свержение самодержавия;
- передачу земли крестьянам с правом общинного пользования;
- введение «мирского» самоуправления;
- введение свободы слова, вероисповедания, собраний;
- формирование производственных промышленных и аграрных ассоциаций.
Деятельность «Земли и воли» осуществлялась под руководством молодых народников А. Д. Михайлова, С. М. Кравчинского, Г. В. Плеханова, В. Н. Фигнера и др. В декабре 1876 г. у стен Казанского собора прошла первая в России политическая демонстрация, которую организовали члены «Земли и воли». Демонстранты выступали с призывом к борьбе против власти самодержавного деспотизма, а также за передачу земли крестьянам и за волю для крестьян и рабочих.
Для повышения эффекта пропаганды были прекращены практики «хождения в народ», вместо этого в нескольких губерниях начали создаваться постоянные поселения народников.
Помимо этого, для членов «Земли и воли» был приемлем и террор в борьбе с властями, который «Земля и воля» оправдывала полицейским преследованием.
К 1879 г. народникам стало понятно, что надежды на массовую пропаганду среди крестьян своей цели не достигли и в «Земле и воле» произошёл раскол на две группы: «политиков» и «деревенщиков». «Деревенщики» организовали группу «Чёрный предел», которая была возглавлена Плехановым. В «Чёрный предел» вошли сторонники пропагандистской деятельности. В организацию «Народная воля» вошли «политики», которые составили большинство землевольцев.
Народная воля
По сути, за короткое время «Народная воля» стала первой политической партией России. В «Народной воле» состояло до полутысячи членов и насчитывалось несколько тысяч сочувствующих. Это была строго централизованная организация, во главе которой находился Исполнительный комитет, руководящий деятельностью приблизительно 250 кружков. В программу народовольцев входили следующие требования:
- созыв Учредительного собрания;
- введение всеобщего избирательного права;
- введение политических свобод;
- передача земли, фабрик и заводов в народную собственность;
- право наций на самоопределение.
Среди видных деятелей «Народной воли» можно отметить: Н. А. Морозова, А. А. Квятковского, А. И. Желябова, С. Л. Перовскую.
В 1879 г., 26 августа Исполнительным комитетом «Народной воли» был вынесен смертный приговор Александру II по обвинению в организации кровавых расправ над членами революционных движений, а также Польского восстания, волнений крестьян.
Убийство царя должно было стать сигналом к подъёму всеобщей крестьянской революции. Народовольцами были подготовлены и осуществлены несколько покушений на Александра II.
Однако, гибель императора, несмотря на ожидания народовольцев, не стала толчком ни революции, но крахом самодержавия. Власть проигнорировала письмо-ультиматум, написанное 10 марта 1881 г., адресованное «Народной волей» лично Александру III. В письме организация требовала всеобщую амнистию для всех политических заключенных и созыв «представителей от всего русского народа для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни». Были проведены массовые аресты членов «Народной воли», в том числе и более чем 260 офицеров, состоявших в организации. Самые активные народовольцы были казнены.
В течение 1881 – 1882 гг. около 6 тыс. человек, которые либо являлись членами «Народной воли», либо сочувствующими, были подвержены различным репрессиям: ссылкам, каторгам, смертным казням.
Отдельные группы народовольцев продолжали действовать ещё некоторое время. Члены группы П. Я. Шевырева 1 марта 1887 г. совершили попытку покушения на императора Александра III, однако, она сорвалась, террористы были арестованы, а организаторы, в число которых входил старший брат В. И. Ульянова-Ленина, – казнены.
Поражение «Народной воли» стало переломным моментом истории «действенного» народничества. Сторонники революционной народнической идеологии разочаровались в террористических методах политической борьбы. Под давлением репрессий народники постепенно перешли от методов террора к либерализму или «легальному» народничеству.
Главные деятели легального народничества – М. А. Натансон, О. В. Аптекман, Н. К. Михайловский – выступали с идеями политической свободы, конституции, неприкосновенности личности, за признание прав национальностей и т. п.
В своей деятельности народники теперь, с одной стороны, среди крестьян руководствовались «теорией малых дел» и использовали критику существующей власти в СМИ, с другой – были приверженцами идей марксизма и деятельности социал-демократов, олицетворявших новый этап в освободительном движении в России.
Навигация по статьям