Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Флорентийская уния. Автокефалия Русской православной церкви
Содержание:
- 16 июля 2024
- 13 минут
- 407
Церковное противостояние в Восточной Европе в середине XV века
Смерть Киприана стала толчком к противоборству Владимирского и Московского княжества и ВКЛ за главенство в епархиях Восточной Европе.
Правитель Великого княжества Литовского Витовт предложил на пост митрополита Феодосия – Полоцкого епископа. В 1408 году Константинополь назначил митрополитом грека Фотия, которого великий князь литовский Витовт сначала не принял. Фотий провёл семь месяцев в Киеве, пытаясь добиться расположения литовского князя, и только в 1410 году переехал в Москву. Некоторое время Фотий управлял всеми православными епархиями в Восточной Европе с московской кафедры митрополита. Однако Витовт в 1414 г. потребовал для епархий ВКЛ назначить своего митрополита, отказываясь подчинятся митрополиту из Москвы. Витовт предложил кандидатуру болгарина Григория Цамблака на пост митрополита Киевского и Литовского. Однако Константинопольский патриархат не поддержал его инициативу, считая законным главой православной церкви в регионе Фотия. В результате в 1416 г. собор епископов Великого княжества Литовского в Новогрудке принял решение о назначении Григория Цамблака митрополитом Киевским и Литовским. В его юрисдикции оказались Полоцкая, Черниговская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Смоленская, Холмская и Туровская епархии.
Противоборствующие стороны отправляли друг другу язвительные послания. Но основные силы они бросали на паству, призывая не идти за противниками и требуя верности «истинному владыке».
В 1416 г. (по некоторым данным – в 1418 г.) Г. Цамблак митрополию из Киева перенес в Вильно. В 1418 г. Цамблак принимает участие в Констанцком соборе по поводу борьбы с ересью и преодолению противоречий церквей. Около 1419 г. при неизвестных обстоятельствах покидает пост митрополита, поэтому дальнейшие возможное развитие межцерковных отношений под его руководством митрополией – неизвестно. Существуют различные версии его исчезновения. Например, существует версия о том, что Цамблак погиб во время эпидемии чумы. Некоторые исследователи предполагают, что митрополит мог уехать в Сербию или Молдову и т.д. Митрополит Фотий вернул власть над епархиями Восточной Европы.
В начале междоусобной войны между внуком и сыном Дмитрия Донского – Василием II и Юрием Звенигородским, в 1431 г. Фотий скончался. Долгая междоусобица помешала великому князю Василию II достаточно быстро выбрать преемника Фотия. Кандидатом стал рязанский епископ Иона, однако отправка кандидата в Константинополь к патриарху для посвящения затянулась. Тем временем великий князь литовский Свидригайло отправляет в Византию своего кандидата – епископа Герасима из Смоленска, который в 1433 г. назначен новым митрополитом Руси. В Москву, которая в то время была охвачена междоусобицей, Герасим не поехал. В 1435 г. Свидригайло заподозрил своего ставленника в измене, и приказал предать Герасима костру.
После казни Герасима Василий II послал епископа Иону в Константинополь к патриарху, но московский кандидат опоздал, так как митрополит Руси уже был назначен – Исидор. Тем не менее, Ионе было дано обещание, что после Исидора он станет новым митрополитом. В 1437 году оба иерарха прибыли в Москву.
Сразу стало понятно, что Исидор не будет находиться в Москве, а уедет на собор в Италию. Митрополит с большой свитой, в которой был и Авраамий Суздальский, в 1437 г. отправился в Феррару. Делегация прибыла в Италию в конце лета 1938 г., до официального начала собора. Однако, уже шли активные предварительные обсуждения, во время которых папа Евгений IV с католической церковью пытались убедить православных священнослужителей признать догматы католицизма.
Ферраро-Флорентийский собор
Ферраро-Флорентийский собор начался 8 октября 1438 г. Основные разногласия касались исхождения Святого Духа, чистилища и опресноков. Однако достичь компромисса не удалось, и в начале 1439 г. заседания были перенесены во Флоренцию. Бесконечные споры привели к ультиматуму, выдвинутому папой, который требовал, чтобы православные к Пасхе, которая выпадала на апрель в 1439 г., либо принять условия, предложенные католической церковью, либо покинуть Италию. Исидор сыграл важную роль в принятии решения, приложив много усилий к убеждению патриарха Иосифа и остальных иереев в том, что условия папы римского необходимо принятью. Авраам Суздальский был не согласен с этим, за что, по приказу митрополита, получил недельный арест.
5 июля 1439 г. был подписан акт о заключении унии. Важнейшую роль в заключении унии сыграл Исидор, прочно связавший себя с Римом. Исидор дал обещание добиться принятия унии на Руси, получив сан кардинала и легатство на Руси, в Литве и Ливонии.
Возвращение и арест Исидора
Весной 1441 г. Исидор прибыл в Москву, где были уже осведомлены о заключении унии делегатами, прибывшими раньше митрополита. Москва также была осведомлена о том, что в Константинополе не всё духовенство признало унию, как и паства, и то, что монахи Афона к унии относились отрицательно. Однако, по разным причинам, в том числе и из-за того, что непризнание унии означало бы разрыв давних связей с патриархом и императором Константинополя, Василием II не было предпринято каких-либо действий против Исидора и унии. Однако, когда в своей службе в успенском соборе Исидор упомянул папу, а после сделал официальное объявление о объединении церквей, он был обвинен в соглашении с Римом и помещен в Чудов монастырь.
В 1441 г., осенью, Исидору дали возможность сбежать из-под ареста. Исидор через Тверь поехал в Литву, а после в Рим. Позже бывший митрополит получил сан Константинопольского патриарха, однако, в это время город был в оккупации турков, поэтому этот сан был номинальным. Умер Исидор в 1462 г. в Риме.
Борьба за власть и организация Русской церкви
Отказ Москвы от принятия Флорентийской унии и ареста и побега Исидора, сделал актуальным вопрос об организации церкви Руси и предентена на сан первоиерарха.
Несмотря на сложившиеся традиции назначения нового митрополита, Василий II воспользовался изменой православию константинопольского ставленника. Он подготовил послание в Византию с просьбой о разрешении назначения митрополита Руси собором русских епископов, не обращаясь для одобрения кандидатуры к патриархату. Однако, Великий князь не имел полную информацию о действительной позиции патриарха и императора. Послание было отправлено, однако, когда Василий узнал о том, что император и патриарх признали унию в 1441 г., посольство вместе с посланием было возвращено.
Ситуация требовала принятия какого-то решения – нельзя было оставлять Русскую церковь без митрополита. На этот пост рассматривался Ион, который, однако, не смог его занять в 1441 г. На это был ряд причин, среди которых нарушение давних традиций в назначении первоиерарха без Константинопольского патриархата, и новая вспышка борьбы за власть на Руси, которая не способствовала решению проблемы назначения нового митрополита. Кроме того, Иона был вовлечен в войну за престол Великого князя московского, выступая то на стороне Дмитрия Шемяки, посадившего Иона на двор митрополия, то на стороне Василия II.
Официально Иона был назначен на пост митрополита 15 декабря 1448 г. собором русских епископов.
Назначение митрополитом Иона собором епископов было мотивировано, помимо прочего, тем что ранее Иона был благословлен патриархом «последи Сидора на митрополью». Это же утверждалось и в посланиях Ионы, которые он отправлял в Литву.
В 1453 г. турки захватили Константинополь, император погиб, а Византийская империя пала. Патриарх стал в подчинение турецкого султана. Поэтому, на некоторое время контакты с Константинополем были прерваны, а проблема принятия митрополитов от патриарха разрешилась сама собой. Василий II взял совет с королем Польши и великим князем Литвы Казимиром, давшими согласие на предложенную кандидатуру. Таким образом вновь назначенный митрополит первое время признавался и на территориях, подчиненных Литве, при этом имея хорошие отношения с Казимиром.
Но через несколько лет, из-за стремления папы римского подчинить литовские епархии митрополиту униату, ситуация изменилась. Сам Исидор после побега из московского монастыря, находился в Риме, а митрополитом в Литву в 1458 г. был назначен Григорий. Москва не смогла воспрепятствовать назначению и появлению Григория в Литве. Все литовские епархии были переданы Казимиром под управление униатам.
По мнению Ионы, митрополит униат в Литве может быть угрозой его положению на Руси. Русские священники в 1459 г. съехались на собор, на котором поклялись в верности митрополиту. С неявившихся на собор были взяты письменные обеты. Такие обязательства – обещание признавать только митрополита, назначенного Москвой – стали традицией у последователей Ионы.
Вскоре Григорий отказался от унии, перейдя в православие. Константинопольский патриарх назначил его митрополитом Литвы и Руси. Но Москва этого не признала и не пустила в страну послов Григория.
К тому времени Иона был уже достаточно пожилым – только архиереем он прослужил около 30 лет. Церковь нуждалась в приемнике Ионы. К 1460-м гг. было уже очевидно, что митрополитом будет только тот, кто будет поставлен без участия Константинополя. Незадолго до смерти митрополита Ионы состоялся церковный собор с участием епископов, на котором Василий II и митрополит выбрали кандидата на пост нового первосвятителя. Иона, посоветовавшись с великим князем, назначил ростовского архиепископа Феодосия (Бывальцева) новым митрополитом. Иона умер 31 марта 1461 г. и был погребён в Успенском соборе Московского Кремля.
После захвата Византии турками изменить ситуацию не получилось даже отказом от унии. На Руси сложилось мнение, что под властью неверных – турков – греки не сохранили чистоту веры, а захват Константинополя произошел из-за его согласия на унию с католической церковью. Именно в это время появляется идея об исключительности Русской церкви, что именно в ней сохранилось православие в своем первоначальном виде.
Навигация по статьям