Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Московское царство в XVI столетии: социально-политическое положение, правление монархов и основные претенденты на престол
Содержание:
- 29 сентября 2023
- 18 минут
- 198
Возвышение при дворе Бориса Годунова
Самое начало нового царствования было ознаменовано созданием регентского совета, где самым активным его участником стал шурин крайне беспомощного и юродивого монарха из рода Рюриковичей - боярин Борис Годунов, который сумел сделать в период Опричнины блестящую карьеру при дворе (рисунок 1).
Рис. 1 – Борис Годунов
Умело воспользовавшись наличием противоречий между членами совета, Годунов в кратчайшие сроки добился своего возвышения при дворе и де-факто стал главой государства. Для того, чтобы укрепить хозяйственное положение страны правительство Годунова на церковном Соборе в 1584 года выступило за отмену податных льгот, которые существовали для церквей и монастырей. В этот же период была произведена перепись земельных угодий для учета всего земельного фонда, в связи с чем вводился запрет на крестьянские переходы в Юрьев день, а в 1597 года был издан указ о пятилетнем сроке сыска беглого крестьянства.
Преследуя цели ограничения экономического могущества церкви, правительство Годунова помимо того заботилось о росте ее авторитета, что было отображено в учреждении в 1589 году патриаршества в России. На церковном Соборе первым московским патриархом был назван сторонник Бориса Годунова - митрополит Иов. Образование русского патриаршества сделало Русскую православную церковь де-юре суверенной от константинопольского патриарха.
15 мая 1591 году в Угличе из-за приступа "падучей болезни" при достаточно темных и неочевидных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий – сын Ивана Грозного, претендент на московский престол. Суеверная и подозрительная толпа поспешила объявить виновником его смерти Бориса Годунова. Источники (следствие по делу о гибели царевича и вспыхнувшем в Угличе бунте горожан вел будущий российский "боярский" самодержец князь Василий Шуйский) не говорят однозначно о причинах гибели Дмитрия, но всем было очевидно, что его скоропостижная и трагическая смерть освобождала Годунову путь к трону.
В 1598 году после смерти бездетного Федора Ивановича правящая до этого времени династия Рюриковичей прервалась. Очередной Земский собор по окончанию длительных уговоров выбрал своим новым монархом Бориса Федоровича Годунова (1598-1605).
Социальные волнения в XVI столетии
Создание самых важных государственно-политических институтов Московского государства происходило в обстановке усиления общественных движений. Весомую роль в этом сыграло формирование поместной системы - условных земельных наделов, которые предоставлялись служилым людям (то есть помещикам). Знаменитый публицист и богослов Максим Грек (Триволис) отмечал непростое положение крестьянства и говорил такие слова: "...во скудости и нищете всегда пребывают, ниже ржаного хлеба чисто едущу, многажды же и без соли от последния нищеты".
Медленно, но верно также ухудшалось и персонально-правовое положение крестьян. Со второй половины XV столетия было последовательно ограничено право перехода крестьян от одного помещика к другому.
В попытке противостоять захвату общинных земель помещиками, крестьяне создавали обращения в суд с жалобами, но чаще предпринимали попытки явочным путем вернуть «аннексированную» землю. Большое количество конфликтов имело связь с созданием на общинных землях и пустошах новых монастырских комплексов. Покушения крестьян на имущество и жизнь землевладельцев обладали стихийным характером, но число этих выступлений в первой половине XVI столетии постоянно росло.
Резкое обострение социальных противоречий имело место и в середине XVI столетия. Поводом для восстания посадских людей в Москве в июне 1547 года стал пожар, который практически целиком уничтожил всю столицу.
Восставшие "черные люди", которые вооружились чем под руку попало, выдвинулись в резиденцию царя Ивана Грозного в Воробьеве для того, чтобы потребовать от него выдачи остальных из семьи Глинских. Застигнутый врасплох юный Иван, страшно перепугался волнением людей и пообещал реализовать настоящий сыск, наказать всех виновных в пожаре Москвы, погорельцам сказал о помощи в восстановлении их жилищ. Поверив ему, москвичи вынуждены были вернуться в город.
Совсем скоро московское восстание сошло на нет. Городские низы, основная и самая массовая сила восстания в Москве 1547 года, своим выступлением ускорили смену правительства: вместо Глинских к власти пришли представители старомосковского боярства Захарьины-Кошкины. Возмущение подтолкнуло Ивана IV разработать и осуществить политику реформ, которая была реализована правительством Избранной рады, и оформить самодержавие в качестве политической системы.
Такие периоды правления Ивана Грозного как Ливонская война и опричнина ознаменовали для низших социальных слоев увеличение налогов и усиление закрепощения. Крайне тяжелая ситуация была отмечена в Москве, которая в те годы была разделена на две части - земскую и опричную.
Прямой причиной одного из социальных бунтов жителей Москвы стал массовый террор летом 1568 года, вызванный борьбой с оппозицией старомосковских бояр. В июле 1568 года верхи посада под влиянием митрополита Филиппа преподнесли царю документ, в котором просили упразднить опричнину. Позже было начало выступление посадских людей, а Иван IV Грозный бежал в Александрову слободу. Там ему удалось собрать приличных размеров опричное войско и выдвинул свои условия.
После завершения бунта, в сентябре был казнен один из самых видных деятелей боярской оппозиции И. П. Федоров, а сам митрополит Филипп лишился сана и был сослан в тверской монастырь, где уже в ноябре был убит собственноручно Малютой Скуратовым. Тем не менее, под напором жителей Москвы царя вынудили прекратить массовый террор в столице. Он сделал своей перманентной резиденцией Александрову слободу, только на короткие сроки покидая ее для поездок в Москву. Восстание 1568 году сопровождалось волнениями в северных посадах и волостях, которые были жестоко подавлены посредством опричных войск (рисунок 2).
Рис. 2 - Опричники
Безнаказанность действий опричников и подстрекательства боярской оппозиции лишь придавали сил социальным брожениям. В России в 1570-1580-х годах как гром среди ясного неба возник экономический кризис: страна была разорена, села, деревни и города опустели, повсеместно царили голод и эпидемии. На данном фоне наиболее популярными формами общественного протеста становились массовые побеги, убийства землевладельцев и бояр, в частности, опричников, неуплата налогов, неисполнение повинностей, поджоги и грабеж господских дворов.
Социально-экономическое положение в Московском княжестве после смерти Ивана IV
После кончины Ивана IV Васильевича в марте 1584 года в Москве подстрекаемые боярскими группировками снова восстали жители городов. Горожане, к которым примкнули стоявшие в столице рязанские военные, разместили арсеналы на Красной площади и начали подготовку к штурму Кремля. В этот раз вся ненависть повстанцев была направлена на любимца покойного царя - боярина Б. Я. Вельского, который являлся закоренелым опричником.
В апреле-мае 1586 года в Москве снова накалилась общественно-политическая обстановка: то и дело вспыхивали бунты горожан, отмечалась борьба боярских кланов за власть. Поводом для выступлений можно назвать бездетность царя Федора Ивановича. В мае 1586 года правительство было вынуждено прятаться от "заворовавшихся торговых мужиков" за стенами Кремля, а царю с царицей и вовсе бежать из Москвы. Гости московские выступали с требованиями развестись с царицей и дать стране наследников. Однако Годунов смог внести раскол в ряды своих противников. Семеро зачинщиков восстания из числа городского населения были казнены, а князья из рода Шуйских и церковные лидеры за попытку свержения Годунова были сосланы.
Постепенное закрепощение крестьянства в масштабах всего государства лишь подогревало накал социальных волнений. Волнения крестьян и городского населения только набирали оборот. Так, в 1594-1595 годах в вотчинах одного из самых крупных городов России Иосифо-Волоколамского монастыря были отмечены выступления крестьян, которые протестовали против перехода с оброка на барщину и принудительного ссудного закабаления.
В конце XVI столетия движения людей на нижней ступени социальной лестницы были широко распространены и в южных районах страны, которые являлись зоной притока крестьянства из ключевых областей России. Но даже там представители царского правительства не переставали навязывать беглым крестьянам статус "служилых людей по прибору" и несение "государевой десятинной пашни". Неудивительно, что результатом этого становились массовые восстания, а крестьяне убегали на вольные донские земли. В 1590-е годы правительственные гонения и перегибы спровоцировали серьезнейшие выступления на южных границах царства.
Ересь как форма протеста
Особым видом общественных волнений называли ереси. В условиях, когда из-за роста общественных противоречий авторитетное положение официальной Русской православной церкви оказалось в значительной мере подорвано, религиозное сознание, так характерное людям периода Средник веков, находило в еретических точках зрения пути решения общественных проблем. Очагами свободы мысли стали самые крупные города царства.
Конец XV столетия был ознаменован новым подъемом движения еретиков и имел связь с деятельностью еврея Скария, что и породило название "ересь жидовствующих". Данное определение было широко распространено среди мелких чинов духовенства и посадских людей.
"Ересь жидовствующих" отрицала догмат о троичности Бога, считая, что это вступает в противоречие с признанным единобожием. Еретики не принимали священности икон. С их точки зрения, изготовленные посредством обычных «земных» материалов (краски, доски, кисти) предметы, даже если они являются произведениями искусства, не должны быть почитаемы как нечто священное. Хотя ключевыми стала открытая критика "жидовствующих" церковной организации и главных догматов православной веры, отрицание явления монашества, а, соответственно, и монастырского владения землями. Еретики назвали человека собственнолично "храмом Божиим".
После того, как новгородские священники перебрались в Москву, они принялись распространять ересь и в столичном городе, однако православная церковь, имеющая большое влияние, мгновенно воспротивилась инакомыслию.
Ярым преследователем еретиков был известный церковный деятель игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (в миру - Иоанн Санин), а его сторонники получили название иосифлян (рисунок 3).
Рис. 3 - игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий
В 1490 году на церковном Соборе еретики подверглись осуждениям и практически прокляты. Однако среди православного духовенства отсутствовало единство взглядов касательно ереси. Противоборствующей стороной иосифлян стали так называемые нестяжатели, возглавляемые старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским. Они придерживались той точки зрения, что с еретиками нужно разговаривать, а не преследовать, и считали истинным служением церкви аскетический образ жизни. Достаточно долгое время толерантно относился к еретикам и сам монарх Московского царства – Иван III.
Однако интересы усиления светской власти потребовали ее союза с воинствующими иосифлянами, тем более что ересь, расшатывая незыблемость церковных догм, грозила и авторитету светских правителей. И хотя отрицание еретиками церковного землевладения отвечало интересам великого князя, он предпочел изменить свою позицию. Церковный собор 1504 года осудил еретиков на смерть (рисунок 4).
Рис. 4 - Казни еретиков жидовствующих в 1504 году
Уже во второй половине XVI столетия было очевидно, что после реализации политики опричнины, поглощения поместным землевладением черносошных земель, замены местного самоуправления дворянской администрацией дальнейшее развитие сословно-представительных учреждений в Московском государстве было полностью остановлено. В России настала эпоха великих общественно-политических катаклизмов, которые поставили на грань распада само Российское государство. Была ознаменована эпоха знаменитого "бунташного" XVII столетия.
Навигация по статьям