Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Верования восточных славян. Язычество на Руси
Содержание:
- 06 мая 2023
- 12 минут
- 343
Славянское устройство мира
До 988 г., в котором произошло Крещение Руси, основной религией восточных славян было язычество, несмотря на то, что в Киеве и в Новгороде еще до этого имелись крупные христианские общины. Даже после Крещения на некоторых территориях славяне так и продолжали поклоняться языческим богам.
Процесс становления и развития религиозных взглядов венетов, склавинов и антов длился долгие годы, к тому же постоянно преобразовывался под воздействием других существовавших в те времена культов, которые наслаивались на верования праславян и их потомков.
Источником самых первых представлений язычников о мире являются сначала индоевропейские верования, а затем иранские (аланские, сарматские, скифские), балтские, кельтские, угро-финские, германские и тюркские. На последнем этапе своего существования славяно-русское язычество подвергалось мощному воздействию христианства, постепенно проникавшему на территорию Руси. Однако в то же время нельзя отрицать и языческого влияния на русское православие, которое заключалось в заимствовании некоторых стародавних языческих обычаев, прежде всего праздничных.
Скорее всего первоначально верховым богом был кто-то другой. К сожалению, его имя до наших времен не дошло. Вероятно, это мог быть Сварог, однако этого утверждать нельзя в связи с отсутствием письменных свидетельств.
Как известно, на протяжении всего своего существования славяне почитали природу и различные ее явления, а именно небо, землю, воду, огонь, камни, флору, фауну; также в своей жизни они всегда оглядывались на стихийные бедствия – засухи, наводнения, бури и т.д.
С течением времени происходило усложнение мировоззрения славян. Стихии постепенно персонифицируются, однако в то же время их изначальная связь с природными явлениями сохраняется. В тот момент, когда праславяне разделились, возникло большое количество расхождений и в их верованиях. Например, и западные, и у восточные славяне чтили Перуна и Ярилу, однако у западных славян появляются еще следующие божества: Святовит – бог войны, Жива – богиня плодородия, а также Триглав, который содержит под своим надзором землю, небо и преисподнюю.
Божества, почитаемые восточными славянами
Одним из важнейших божеств восточных славян, была Макошь, которую они считали заступницей, кормилицей, матерью всего сущего. Б. А. Рыбаков о Макоши писал следующее: "в народных верованиях женское божество, ассоциируемое с “мать-сырой землей”, с плодоносящей силой земли, жило и в языческой, и в христианской форме (богородица, “матушка-владычица”) как главный персонаж аграрного культа вплоть до XX в.".
Предполагается, что Сварог, бог неба и небесного огня, был супругом богини Макоши. Вероятно потому, что его имя в летописи упоминается единожды и в сопоставлении с Гефестом. Его сын Сварожич, хранитель земного огня, известен гораздо более широко. Самым же известным и почитаемым божеством являлся небесный воевода, бог грозы и грома Перун, который также впоследствии станет покровителем князей. Также упоминания заслуживают следующие восточнославянские божества: Дажьбог – бог солнца (солнечного света), Ярило – плодородия и жизненной силы, Велес – богатства, сельского хозяйства, Стрибог – ветров, Хорс – солнечного диска, Симаргл – растений, посевов. Интересно то, что Симаргл оберегал Мировое древо, на ветвях которого располагаются семена всех растений в обличие крылатого пса.
Мир славян был дуалистичным, чем объясняется наличие у божеств небесного мира подземных антиподов: соперник Перуна – Змиулан, соперник Сварога – Чернобог, соперница Макоши – богиня смерти Мара.
Так как мировое пространство подразделяется на 3 уровня – небо, землю и подземелье – животный мир также подразделяется на 3 группы: в небе живут птицы, на земле – млекопитающие, под землей – чудища и пресмыкающиеся. Все 3 уровня соединяются Мировым древом (Великим дубом).
Как правило, вся информация о славянском устройстве мира и о деятельности их богов не структурирована, противоречива и отрывочна. Относительно подробную информацию об этом можно получить из описания деятельности Владимира, который осуществил языческую реформу в 980 г. В летописи содержатся следующие сведения: "И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и осквернили землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот". Исходя из строк летописи, Владимир сделал попытку ввести человеческие жертвоприношения, которые до этого не практиковались.
В данной летописи содержится большое количество сведений, хотя объем самого текста невелик. Главенствующим богом является Перун. Славяне изготавливали его идола из дерева с серебряными и золотыми накладками (волосы и усы соответственно). Также наблюдается отсутствие Сварога и Велеса.
Языческая реформа
Б. А. Рыбаков, советский археолог, так объясняет сложившуюся ситуацию: "языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению к христианской Византии; во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного военачальника державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов. Кроме того, этим действием Владимир отодвигал на задний план наемных дружинников-варягов, часть которых была христианами... В-третьих, <...> реформа значительно расширила религиозно-идеологическое воздействие многогранностью и глубокими историческими корнями нового пантеона".
Уже упоминалось, что по результатам реформы, на Руси начались принесения человека в жертву богам. Советский историк А. Г. Кузьмин, ссылаясь на "Повесть временных лет", пишет об этом следующее: "Христианская община, обосновавшаяся в Киеве при Игоре, похоже, подвергалась гонениям. Причиной этого, видимо, стали события, произошедшие далеко от Киевской Руси. В 983 г. на славянском Балтийском Поморье произошло крупное восстание под языческими лозунгами, резко направленное против насаждавшегося немецкими феодалами христианства. Гонениям подвергались и славяне, перешедшие в христианство, и христианство на Поморье надолго окажется под фактическим запретом. С этим восстанием связано и обострение отношений между языческой и христианской общинами в Киеве. Именно в этом году в жертву языческим богам были принесены варяги-христиане – сын и защищавший его отец. На Руси это было первое человеческое жертвоприношение, и мученики позднее были причислены к лику святых".
Владимирская реформа в итоге не принесла ожидаемых плодов. Князь хотел с ее помощью построить согласованную систему верований, однако большое количество людей выступили против кровопролитных жертвоприношений.
По этой причине Владимир был вынужден заняться поисками новой религии, которая поможет ему сакрализировать его верховную власть.
Парадоксально, но до наших дней дошло гораздо больше сведений о низшем пантеоне славянских богов, а именно о различных духах, языческих обрядах, которых существует великое множество, и которые имели место во всех сферах жизни славян.
Данные традиции остались в крестьянской среде вплоть до сер. 20 в. несмотря на то, что язычество находилось в процессе угасания. Многие традиции практикуются в узких кругах до сих пор, многие люди в своей жизни до сих пор руководствуются различными языческими приметами и поверьями.
Духи, почитаемые восточными славянами
Существовало большое количество лесных, водных, домашних и иных духов, которых почитали, задабривали, опасались славяне, среди них:
- домовой,
- дворовой,
- банник,
- водяной,
- леший,
- кикимора,
- волколак (чародей-оборотень, который может превращаться в волка с помощью волчьей шкуры либо прыжка через нож, который воткнут в пень),
- лихорадка (дух, который вселяется в человека и провоцирует заболевания),
- злыдни (маленькие духи, которые приносят несчастья, беды),
- русалки (умершие неестественной смертью девушки, чаще – утопленницы),
- полудницы (духи полудня женского пола),
- упыри (покойники, умершие неестественной смертью, которые пьют кровь людей и убивают их).
Магия, практикуемая славянами
Для общения с богами и духи у славян были специальные люди – жрецы-волхвы, которые практиковали различные виды магии, в т. ч.:
- чародейство (колдовство с помощью чары – специального сосуда для отваров трав),
- волшебство (колдовство, основанное на природных явлениях),
- облакогонительство (заклинание дождя),
- кобничество (гадание, основанное на изучении поведения и траектории полета птиц),
- хранильничество (создание оберегов).
- Также существовали ведуны, зелейники (занимались лечением людей с помощью целебных трав), волхвы-наузники (лечили людей, изготавливая амулеты из узелков).
- Магию практиковали не только мужчины, но и женщины:
- чаровницы;
- ведуньи;
- знахарки;
- обавницы (предсказания);
- наузницы;
- потворницы (чародейки).
Храмы пришли на русскую земли только с христианством, язычники же использовали капища под открытым небом.
Навигация по статьям