Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Краткая биография Александра Самуиловича Ахиезера
Содержание:
- 27 февраля 2023
- 5 минут
- 101
Краткая биография Александра Самуиловича Ахиезера
Путь становления культуролога, социолога, политолога и философа
Перед тем, как посвятить свою деятельность философии и культурологии, будущий ученый окончил Московский государственный экономический институт Госплана СССР в 1953 году, а также отработал на руководящих должностях в различных учреждениях, имеющими связь с финансовым планированием. Философией и культурологией Ахиезер занялся в 1991 году.
Параллельно Александр Самойлович Ахиезер оканчивал факультет — по математических методам планирования Московского инженерно-экономического института, где проходит защита его кандидатской диссертации по направлению «народнохозяйственное планирование».
После этого в жизни ученого случились кандидатская и докторская диссертации — по философии.
На протяжении 20 лет философ Ахиезер работал в Институте международного рабочего движения АН СССР, а с 1991 года перебирается в Центр демографии и экологии. Во всех местах работы ученого отмечался подъем исследований на новый уровень.
Главный научный интерес ученого был сосредоточен на истории развития России — этим вопросом он занимался с середины 70-х гг. В 1982 году у него был проведен обыск спецслужбами, которые изъяли все наработки, которые он позже восстановит.
Однако в результате исследований ученый сумел написать свою известную монографию: «Россиия: критика исторического опыта». Она вышла в трех томах и превратилась в настоящий бестселлер интеллектуальной мысли. Выход первого тома пришелся на 1991 год. В это время всех опьяняла свобода, никто не знал, каким будет будущее. Но в книге ученый уже указал и причины распада союза, и ее будущее. Монография довольно активно обсуждалась на разных уровнях. Ее автор часто мелькал по телевизору, участвовал в круглых столах. Статья комментировалась в разных журналах.
Научные интересы А. Ахиезера
В первую очередь ученый интересовался вопросами развития социокультурной теории и методологии анализа динамики общества. Метод Ахиезера объединял в одно социологию и культурологию.
Также ученого интересовала проблема особенностей мыслительного процесса человека русского менталитета. Именно он ввел в научный обиход такие понятия как «инверсия» и «медиация». Он понимал их как варианты движения мысли между полюсами дуальной оппозиции, которая характерна для противоречивости мыслительного процесса русского человека.
А. Ахиезером была выдвинута и обоснована теория, указывающая на цикличность развития России. Речь идет о своеобразном маятниковом развитии циклов на протяжении существования государства (от Киевской Руси до наших дней).
Ученый верно указал на природу раскола русской культуры и общества, а также на механизм ее приспособления к расколу. Это явление получило название «исторической ловушки». Социокультурная методология позволила ему предсказать логику и время распада Советского Союза.
Также ученым была разработана типология нравственных идеалов. Согласно этой теории, в российской культуре можно выделить некоторые нравственные типы:
- вечевой. Также он называет его соборным или авторитарным;
- утилитарный. Или умеренный утилитаризм, развитый утилитаризм;
- либеральный или «нравственный гибрид».
Учитывая, что социокультурное развитие отличается спиралевидным развитием, то на протяжении одной стадии доминирующей нравственный идеал проходит через различные этапы: «авторитарного идеала», «идеала всеобщего согласия» и др.
Завершением большой научной деятельности ученого можно считать выход большой монографии: «История России: конец или новое начало?» (2005 г). Она написана более понятным языком, представляет системный анализ исторического пути и социокультурной динамики России.
Научная деятельность Ахиезера концентрировалась вокруг социокультурных проблем, которые и сегодня еще не до конца оценены и не воспринимаются как важные.
Навигация по статьям