Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Биография американского, французского и румынского философа Мирчилиаде
Содержание:
- 06 сентября 2023
- 5 минут
- 152
Биография американского, французского и румынского философа Мирчилиаде
Основные биографические сведения
Годы жизни Мирча Элиаде — 1900-1986. Если перечислять все, чем занимался ученый, то можно назвать философию, философию культуры, писательство, религиоведение, этнографию. Также он был довольно известным исследователем мифологии, религиозного символизма, шаманизма и ритуалов.
В годы учебы Элиаде особенно сильно увлекался философией, историей религии и древним Востоком. Дальнейшее образование и расширение интересов в этой области были связаны с изучением французского, немецкого, итальянского, английского языков и латыни. Это помогло ученому глубже заглянуть в оригинальные труды Рафаэле Петтаццони, который был известным исследователем монотеистических религий, а также в труды Джеймса Джорджа Фрейзера, известного этнолога, культуролога и антрополога.
Научный дебют Элиаде состоялся в 1921 году. Это была статья «Враг шелковичного червя», опубликованная в «Газете народного знания». Дальше ученый регулярно публикуется в рубриках «Этномологические беседы» и «Из блокнота следопыта».
1925 год был ознаменован поступлением Элиаде в Бухарестский университет. Он стал студентом факультета филологии и философии, где прошла защита его дипломной работы на тему «Итальянская философия от Марсилио до Джордано Бруно».
В этом же учебном заведении он начинает преподавать курс лекций «Проблема дьявола в истории религии», «Разрыв причинности в средневековой буддистской логике». Тут же появляется его литературная работа «Изабель и воды дьявола».
Одной из наиболее поздних работ стал трехтомник «История религиозных идей». Здесь описываются временные рамки начиная каменным веком и заканчивая Реформацией.
Элиаде и культура
Разработка собственного метода была связана с периодом утраты эволюционизмом господствующего положения среди гуманитарных наук. Можно отметить отход Элиаде от коллег (Тайлора и Фрэзера). Элиаде начинает искать в истории культуры универсальные морфологические образцы, а не состояния, сменяющиеся последовательно и прогрессирующие от простого к сложному. Такие универсальные морфологические образцы ученый стал называть «паттернами», которые всегда присутствуют в культуре и составляют ее базу — не имеет значение этнические характеристики и хронология.
Эта мысль Элиаде была основана на единстве и неизменности человеческой природы — в архаике или современности. Этот подход позитивно встретили в области философии, науки и культуры. Связано это было с тем, что он развивался на фоне феноменологии, психоанализа и прочих течение гуманитарного знания.
По Элиаде, ключевая универсалия — циклическое восприятие времени.
В работе «Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторения». Элиаде указывает на то, что жизнь первобытного человека протекает в циклическом восприятии времени, что находит отражение в мифологии, развивается в ритуалах. Такое взаимоотношение со временем отлично соотносится с модусом бытия человека.
Идея мифа
Миф представляет собой определенную историю, которая, как считали первобытные люди, имела место у предков, но была вне времени. На примерах первобытного общества можно проследить суть мифа.
Вот как его характеризует Элиаде: миф рассказывает сакральную историю, говорит о событии, которое случилось в далекие времена, в начале всех начал.
Миф представляет историю возникновения реальности при помощи существ, обладающих сверхспособностями. Эта история превращается в сакральную модель, она повторяется в ритуалах у первобытных обществ и ставит перед собой целью соприкосновения с трансцендентным.
Согласно Элиаде, есть несколько типов мифа:
- о происхождении;
- космогенический.
Мифологичность западной культуры
Также одним из направлений деятельности Элиаде были исследования мифологичности современной западной культуры. Он приводил примеры того, что современный человек все еще интересуется сказками и историями, в основе которых лежит мифологический пример.
Навигация по статьям