Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Человек, творчество и культура в философии Бердяева
Содержание:
- 04 октября 2023
- 5 минут
- 410
Кратко о мыслях Бердяева Н. А о культуре
Николай Александрович Бердяев является русским религиозным и политическим мыслителем, а также представителем экзистенциализма и персонализма, создатель оригинальной теории философии свободы и творчества в культурологии.
Культурологические взгляды Бердяева и его философия представляют собой гениальное выражение духовной драмы переходной эпохи. Человеческий дух занимает позицию над старыми, тесными культурными формами — в попытке найти новые формы и способы воплощения.
Основы культурологической теории Бердяева
У Бердяева была необходимость в выражении нового философского понимания духа. Он видел цель в преодолении обезличивающего понятия просветительского рационализма, в первую очередь, гегелевского.
Бердяев мыслил в русле христианской традиции, наполнив ее другим философским основанием.
По мнению Гегеля, дух представлял собой безличное понятие, сводимое к разуму и логике. У Бердяева была своя трактовка духа: он утверждал, что дух является внерациональным началом в человеке, оно выводит человека за предел необходимого. Именно дух ставит человека «по другую сторону» мира предметов и рационального мышления. Тем не менее дух имеет тесную связь с человеком и основан в порядке общественной жизни. С помощью духа соединяется область человеческого и область Божественного.
Культурологическая концепция Н. Бердяева говорит о том, что дух является свободой, а вместе они принадлежат личности. Как видно, философ утверждает, что творец культуры — личность, а не безличное. То есть, человек является творцом культуры. Свобода духа — это настоящий источник творческой активности.
Вот цитата из концепции культуры Н. А. Бердяева:
«Дух есть свобода, свобода же уходит в добытийственную глубину. Свобода имеет примат над бытием, которое является остывшей свободой».
В разговорах о культуре и свободе человека, Бердяев характеризует человека, который представлен в виде индивидуального феномена, с помощью двух трактовок:
- индивидуум;
- личность.
В текстах Бердяева о культуре индивидуум — это натуралистическая, биологическая категория, которая является частью рода и подчинена ему же.
Но кроме этого индивидууму присуща и социологическая категория, подчиненная обществу (она является его частью). У индивидуума есть стремления отстоять некоторую самостоятельность, однако он вынужден представлять себя как часть чего-то, он один из, а не цельный сам в себе.
Личность — это творение бога, но с возможностью самотворения (Божья идея в человеке). В личность способна вместиться универсальность содержания. Понять личность можно только как творческий акт — посредством него отражается глубина личности. Личность также можно назвать творчеством с собственным волевым центром. Внутренние процессы характеризуют все движение. По мнению Бердяева, личностью быть намного сложнее, нежели индивидуумом. Личность — это бремя. Поэтому возникает сложность, что ни один человек не может считать себя в полной мере отдельной личностью.
Личность не может чувствовать себя самодостаточной — она почти всегда выходит из себя в другого человека. Из этого следует, что личность — это субъект культуры. Таким образом в философии культуры и творчества Бердяев смог узнать всю истинную драму взаимоотношений культуры и человека. Свободная личность находится выше культуры. Это отличает его концепцию от концепции Шпенглера, который занимался изучением душ культур, творящих соответствующего им человека.
В некоторых случаях формы культуры вступают в противостояние с личностью: они сковывают ее творческую свободу (это может уберегать от произвола). Однако это может быть связано со значительными ограничениями творчества.
Культ и культура Бердяева, а именно — культурная форма, представляют собой «остывшую свободу» личного духа. Дух вынужден воплощать себя в предметно-символических формах, сковывающих его устремленность и свободу: в этом заключается трагедия культурного творчества. Кратко о творчестве Бердяев написал в своей книге «Воля к жизни и воля к культуре».
Навигация по статьям