Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Жизнь и творчество российского философа, культуролога и социолога П. С. Гуревича
Содержание:
- 03 ноября 2023
- 5 минут
- 159
Краткая биография ученого
Гуревич Павел Семенович — это один из наиболее выдающихся российских культурологов, философов, социологов. Также он является кандидатом исторических наук, философским антропологом, исследователем нетрадиционных культов и религий, доктором философских наук, профессором, академиком РАЕН или Российской академии естественных наук.
В детские годы Гуревич Павел Семенович увлекался журналистикой и театральным искусством. Поэтому логично, что в 1955 году он оканчивает историко-филологический факультет Уральского государственного университета им. Горького. С 1959 по 1961 годы ученый работал как литературный сотрудник и даже заведующий газетой «Правда Бурятии». В 1962 году Павел Семенович Гуревич поступает в аспирантуру МГУ им. Ломоносова, выбрав для себя факультет журналистики. В 1965 году происходит защита диссертации, тема которой звучал так: средства массовой коммуникации в отечественной истории культурной революции«.
В 1978 году Павел Семенович Гуревич снова защищает диссертацию: в этот раз на тему «Роль американских литературных журналов в массовых идеологических процессах». С 1974 года он занимает одну из руководящих должностей научных подразделений института философии РАН.
В разное время Павел Гуревич был деканом на следующих факультетах:
- психологии Института государственного администрирования;
- психоаналитического факультета Московского психолого-социального института;
- заведовал кафедрой психологии и педагогики МГУТУ;
- был директором Института психоанализа и соцуправления.
Сегодня социолог и культуролог Гуревич читает лекции в РГГУ и МГУ.
Основные работы Гуревича в рамках философии и культуры
В философии и культуре Гуревич отметился авторством книг и учебников:
- Обществознание10-11 классов;
- Основы философии;
- Философия. Учебник для психологов;
- Культурология;
- Этика и др.
Также Гуревич Павел Семенович в культурологии оставил след такими трудами:
- «Критический анализ буржуазных концепций культурного развития освободившихся народов»;
- «Человек будущего: мифы и реальность»;
- «Буржуазная идеология массового сознания»;
- «Человек и культура».
Вклад ученого в развитии научной деятельности
С 1970 года начинается интерес Гуревича к изучению массовых идеологических процессов западного общества. В рамках этого исследования он высказал идею о том, что социальная мифология — это феномен, созданный выходом народных масс в фазу активной исторической деятельности.
Ученым было отмечено, что в современном мире идеологией сменяется пропаганда — она проявляет себя различными способами. Эти мысли оказались довольно актуальными в ходе реидеологизации.
В 1980 году Гуревич начал исследовать феномен мистицизма и его признаки. По мнению ученого, с их помощью определяется мистический опыт, характерный всем религиям, цель которого — отличить его от научного опыта.
Гуревич считал мистицизм важным и естественным элементом культуры. Он считал, что мистика располагается непосредственно в теле культуры. Философские работы Гуревича содержали определенные идеи относительно:
- форумности культур. То есть, идея о равнопредставленности культур в обществе;
- универсальности совокупного духовного опыта;
- места, которые контркультуры занимают в культуре.
Контркультура в понимании Гуревича — глашатай новой духовности. Он исследовал контркультуры модернизма и фундаментализма. Ученый искал также взаимосвязи элитарного и массового, эзотерического и профанного.
Гуревич также сформулировал границы философии и культуры, продемонстрировал зарождение и историю.
В 90-е годы Гуревич стал активно интересоваться семиотической природой культуры и символическими ее формами. Гуревич видел в философии не форму научного знания, а самостоятельный и особенный способ постижения бытия. Также ученый определяет «антропологический поворот» в философии: он дает свое трактование человеческой «природы» и «сущности». Философская антропология сегодня — самостоятельная сфера в философии, для которой свойственен свой метод миропознания.
Чтобы глубже погрузиться в философию Гуревича, рекомендуем посмотреть лекцию, которые часто читает известный профессор, социолог и культуролог.
Навигация по статьям