Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Культурно-исторические типы Данилевского
Содержание:
- 05 декабря 2023
- 7 минут
- 2313
Суть концепции культурно-исторических типов Данилевского
Это понятие политической теории Н. Данилевского впервые встречается в его работе «Россия и Европа». Культурно-исторический тип отождествляется с «самобытной цивилизацией», его принято считать «положительным деятелем человечества».
Как уже упоминалось, понятие культурно-исторического типа было введено в обиход русским культурологом, социологом и политологом Н. Я. Данилевским. Используя его в своей книге, Данилевский сравнивал культуры с живыми организмами, постоянно противоборствующими друг с другом и с окружающей средой. Ученый назвал 12 культурно-исторических типов. Это:
- египетский;
- ассирийский;
- еврейский;
- аравийский;
- китайский;
- индийский;
- иранский;
- римский;
- германо-романский или европейский;
- греческий;
- мексиканский или ацтеки;
- перуанский или инки.
Для всех перечисленных цивилизаций характерно собственное историческое развитие, не имеющее связи с развитием других культурно-исторических типов. Разговоры о древней, средней и новой истории возможны только в контексте отдельного культурно-исторического типа. По Данилевскому, указывать на наличие всемирной истории и делить ее на соответствующие периоды тоже бессмысленно. Существование цивилизаций может происходить параллельно, они могут сменять одна другую.
Существует 5 основных законов, которым подчиняется концепция культурно-исторических типов:
- для культурно-исторического типа свойственен собственный язык; также народы могут иметь схожие родственные языки;
- народы, которые формируют культурно-исторический тип, должны отличаться самостоятельностью и независимостью, что обеспечит им развитие;
- культурно-исторический тип отличается самобытностью, так как одна цивилизация не может перенимать все достижения другой цивилизации;
- входящие в состав культурно-исторических типов народы должны отличаться самостоятельностью, что позволит надеяться на максимально положительное развитие;
- для каждого типа характерно прохождение 4-х периодов: этнографического, государственного, цивилизационного и периода упадка.
Особенности типологии культурно-исторических типов
Данилевский придерживался мысли о том, что каждый культурно-исторический тип должен следовать собственной миссии, развивать основную идею по отношению ко всему человечеству. Каждая цивилизация имеет такую идею. К примеру, у греческой цивилизации основной идеей была идея красоты, а для европейской — идея природы. Семитская идея — это идея религии. При этом, нельзя сказать, что культурно-исторические типы развиваются только с одной стороны. В других областях цивилизации тоже активно развивались и вносили свой вклад для человечества.
Культурно-исторические цивилизации развиваются в разных направлениях, но приоритет сохраняется за главной идеей.
Типология культурно-исторических типов Данилевскго построена на основе направления их деятельности. Всего ученый выделяет 4 направления:
- религиозная деятельность, которая определяет отношения Бога и человека;
- культурная деятельность. Она касается отношений человека и внешнего мира. В этом виде деятельности есть 3 поднаправления: научное, художественное и промышленное;
- политическая деятельность. Она характеризует отношения между представителями одного народа с другими народами;
- общественно-экономическая деятельность. Здесь создаются правила пользования людьми полезными ископаемыми на конкретной территории.
Эта база послужила ученому для выделения нескольких видов культурно-исторических типов:
- первичных;
- односоставных;
- двухосновных;
- четырехосновных.
Первичные культурно-исторические типы можно называть еще и подготовительными. Основной задачей таких цивилизаций было формирование условий жизни в организованном обществе. Для этих цивилизаций было характерно смешение всех видов деятельности. Выявить одну главную идею такого культурно-исторического типа не представлялось возможным. К такому культурно-историческому типу Данилевский причислял следующие культуры:
- египетскую;
- индийскую;
- китайскую;
- вавилонскую;
- иранскую.
После первичных культурно-исторических типов появились одноосновные. У таких цивилизаций получилось расширить только одну деятельность. Как пример — еврейская культура, развитие которой происходило в религиозном направлении. Также стоит отметить греческую цивилизацию и развитием в ней искусства, а также римскую — с ее акцентом на развитие политических концепций.
Двухосновные культурно-исторические типы — это максимально развитые цивилизации: они смогли развить две идеи. Как пример ученый приводит германскую цивилизацию, развившую научную и экономическую идею.
Пока еще не существует четырехосновных культурно-исторических типов в полном виде. Данилевский говорил о том, что это будет особый тип, который сможет развить все основные идеи человеческой деятельности: религию, политику, науку и искусство. Ученый говорил, что это может произойти со славянской культурой. Сегодня эта культура проходит стадию становления.
Особая роль славянской цивилизации была много раз обоснована. Данилевский считал, что религия — основа древней жизни славянского народа и народа в настоящее время. На продвижение политической идеи указывает факт, что русское государство было сформировано давно (9 век), после чего русские народы только расширяли свои территории. Общественно-экономический строй России — это начало идеального социума. Будущая основа этого общества — общинное землевладение.
К отличительным чертам русского народа Данилевский относит:
- непринятие насилия;
- послушание и отсутствие тяги к власти;
- коллективное выше индивидуального;
- сближение культуры и природы;
- отсутствие корыстности и меркантильности.
Навигация по статьям