Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Особенности законов культуры по Данилевскому
Содержание:
- 04 января 2024
- 8 минут
- 299
Определение и сущность понятия культурно-исторический тип
Также культура является проявлением субъективности и объективности человека (характера, компетенций, знаний, навыков и умений).
Н. Я. Данилевский считал, что культурно-исторические типы являются настоящими носителями истории и культуры.
По мнению ученого, историю каждого народа нужно изучать вне зависимости от истории других народов. В отношении каждого исторического типа можно говорить о древней, средней и новой истории.
Существование культурно-исторических типов может быть параллельно или сменяться одно другим. Всего насчитывают 12 культурно-исторических типов:
- египетский;
- китайский;
- еврейский;
- римский;
- греческий;
- ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский или древнесемитский);
- новосемитский (аравийский);
- индийский;
- иранский;
- романо-германский;
- перуанский (инки);
- мексиканский (ацтеки).
Еще Н. Я. Данилевский все цивилизации поделил на:
- преемственные;
- уединенные;
- отрицательные;
- положительные.
Если говорить об уединенных типах, то это такие типы, внесшие свой вклад в развитие всего человечества. К примеру, изобрели компас, порох и другое.
Положительные культурно-исторические типы по Данилевскому — народа, которым удалось создать собственные цивилизации. Не всем такое удавалось.
Отрицательные типы — народы, разрушавшие другие цивилизации. Они же разрушались и сами.
Каждый культурно-исторический тип изучается отдельно, он появляется, развивается и умирает самостоятельно. Однако их деятельность подчинена различным закономерностям.
Суть законов культуры Данилевского
Поговорим о законах развития цивилизации Данилевского.
Первый закон Данилевского говорит о том, что есть либо один язык, объединяющий один народ, либо группа схожих языков, которые объединяют народности по соседству. Как видно, культурно-исторические типы Данилевского делятся на монолитные (с одним общим языком) и составные (их объединяет несколько схожих языков).
В чем суть второго закона культуры Данилевского? Второй закон говорит о том, что каждый народ должен быть политически независимым. Каждому народу должна принадлежать собственная территория и государственная система. Если первый и второй законы культурно-исторических типов соблюдены, можно говорить о положительных народных общностях.
В третьем законе Данилевский указывал на независимость всех отдельно взятых культурно-исторических типов: они не способны диктовать другим собственные достижения. Такие действия, как правило, заканчиваются поражением. Однако это не говорит о том, что между народами нет взаимодействия. Тем не менее, все межкультурные взаимодействия не являются однозначными, а заимствования ведут как к пользе, так и к вреду. Они либо плодотворно используются, либо отвергаются.
На начальном этапе развития культурно-исторические типы ограничивали свои контакты на уровне торговли и вступления в брак. Как видно, культурный контакт держался на естественном порядке. Стадия построения государства уже связана с конфликтами народов, которые могут как помогать укреплять народ и приводить к росту национального самосознания, либо приводить к разрушению государственности и нереальности формирования собственного культурно-исторического типа. Еще более тяжелый случай — взаимодействие сформированных культур в стадии расцвета. Никакая уже сформировавшаяся культура не должна подчиняться правилам другой, а если так случается, то он утрачивает самобытность и как бы подчеркивает бесцельность собственного существования.
Есть несколько результатов межкультурного взаимодействия, которые Данилевский разбил на определенные типы:
- пересадка или колонизация (это также концепция культурного переноса);
- прививка;
- удобрение.
В случае пересадки имелось в виду искоренение культуры с территории, на которой она распространена, другой культурой. Прививка представляет собой процесс взаимодействия зрелого культурно-исторического типа и культуры, закончившей существование. Происходит перенятие зрелой культурой этнографического материала ушедшей культуры в целях собственного развития. Наиболее продуктивный вариант взаимодействия — удобрение, при котором культуры берут друг у друга только лучшее и не утрачивают индивидуальность.
Четвертый закон культур Данилевского касается лишь составных типов. Это типы, начавшие существование на базе отдельных народностей. Когда все народы, входящие в тип, приобретают максимальную самостоятельность, культурно-исторический тип выходит на пик. К таким типам ученый причислял греческий и европейский. Данилевский говорил о том, что народы со схожими языками должны стать одним государством (как в случае с белорусским, украинским и русским языками).
В рамках пятого закона говорят о времени и периоде существования культурно-исторического типа. Получается такое сравнение: процесса формирования культурно-исторического типа и процесса развития однолетнего растения. Максимальное время существования культурно-исторического типа — около 1500 лет. Этот промежуток времени состоит из 4 фаз:
- Этнографическая.
- Государственная.
- Цивилизационная.
- Фаза дряхления.
Этнографическая фаза — это неосознанный период древней истории. Это время, когда культурно-исторический тип начинает вырисовываться среди прочих народов. Самый продолжительный период, во время которого происходит аккумуляция народом сил для дальнейшей осознанной деятельности. Становится видна траектория действий данного культурно-исторического типа.
Наиболее быстрый — период государственности, который многие называют подготовительным для выполнения основной роли соответствующего культурно-исторического типа.
Цивилизованная фаза — это культурная фаза. Она характеризуется формированием духовной деятельности, духовных ценностей. Это время довольно короткое — может насчитывать несколько сотен лет. В этот период народ выполняет свое основное предназначение.
Фаза дряхления или упадка отличается тем, что народность удовлетворяется собственными результатами деятельности и перестает развиваться. Иногда такие цивилизации уничтожаются другими. Ценности побежденной цивилизации используются народами-победителями, которые только встают на путь развития.