Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Культурная концепция по мнению К. Ясперса
Содержание:
- 25 декабря 2023
- 5 минут
- 538
Биографические данные
Карл Теодор Ясперс (1883–1969) - известный философ из Германии, а также психолог, психиатр, представитель направления экзистенциализма (рисунок 1).
Рис.1 - Карл Теодор Ясперс (1883–1969)
Ясперс с раннего детства интересовался изучением философии, однако, из-за влияния отца сделал свой выбор в пользу юридического направления и поступил на юридические факультеты Гейдельбергского и Мюнхенского университетов.
В 1919 году мир увидело произведение Ясперса «Психология мировоззрения», в котором были затронуты философские проблематика и вопросы, что сделало автора известным в мировом сообществе. Спустя несколько лет, Ясперс получил место профессора философии в Гейдельбергском университет, где познакомился и завел общение с такими известными людьми своего времени как Макс Вебер, Эрнст Блох, Георг Зиммель и Георг Лукач.
На мировоззренческие взгляды Ясперса оказали влияние философия Вебера, вместе с тем философия М. Хайдеггера также повлияла на становления Ясперса в качестве мыслителя. Главные труды «Ницше и христианство», «О европейском духе», «Наше будущее и Гёте», «Истоки истории и ее цель», «Разум и антиразум в нашу эпоху» позволили Ясперсу стать лауреатом премии Эразма.
Культурологическая концепция
Карл Ясперс выступил с предложением линейной теории динамики культуры, а главным произведением по изучению культуры Ясперса можно назвать «Смысл и назначение истории».
На общем фоне преобладания теории культурных циклов Ясперс выступил с предложением своеобразной концепции общечеловеческого единого истока и цели. В своей концепции философ решил уйти от методологического анализа культур по Шпенглеру, так как его учения не предоставляют возможность отследить закономерное развитие культур, вместе с тем и единое происхождение, и план становления культуры. Кроме того, Ясперс придерживался мнения, что не правомерно применять биологические аналоги, повсеместно используемые Шпенглером в своем культурологическом учении, из-за которого культура становится полна фаталистического смысла.
В то же время Ясперс отрицал понимание истории со стороны марксизма, не признавая наличие объективных канонов исторического развития, так как верил в то, что на оформление культур влияют не экономические, а духовные процессы.
В развитии культуры Ясперс выделял четыре периода, описанных ниже:
- прометеевская эпоха (около 5000 лет до нашей эры) – доисторический период развития человека, в которой зарождались языки, возникали орудие труда, огонь, человек оформился в качестве самостоятельного вида;
- великая культура древности (с 4000 года до нашей эры) – возникновение развитых культур Египта, Месопотамии, Индии и Китая, который Ясперс изучал как локальные. Объединяющим критерием данных культур автор считал письменность и «специфическую техническую рационализацию».
- осевое время (между и 800 и 200 годами до нашей эры) – «духовное основоположение человечества», произошедшее в один и тот же период вне зависимости друг от друга в Китае, Персии, Индии, Греции и Палестине. В это время оформился новый вид человека, возникли религиозно-эстетические учения, были разработаны универсальные нормы и ценности, которые характерны для нашей эпохи. Это этап становления общей человеческой истории. Осевые народы осуществили грандиозный прорыв «осевого времени», а именно сумели заложить фундамент духовной сущности человечества и единой мировой истории. Ясперс отметил, что у корней общемировой истории находятся осевые народы Востока и Запада, поэтому это зарождает вывод, что народам присуще общее духовное единство. Общий духовный фундамент подразумевает преодоление разрозненной мировой истории на противоположные концепции Запад-Восток.
- эпохе развития техники характерны новые энергетические источники и технологии. В этой эпохе Ясперс выдвинул позитивную точку зрения относительно будущего человечества. Ясперс предполагает, что человечество, двигаясь в контексте мировой истории, стремится к новому «осевому времени», характеризуемое настоящим становлением человека, это время истинного «космическо-религиозного» единства культуры.
Навигация по статьям