Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Символизм как направление культурологии, основные характеристики и концепции
Содержание:
- 01 марта 2023
- 5 минут
- 237
Становление направления символизма
Символизм в качестве художественного направления возник во второй половине XIX столетия, и уже довольно быстрыми темпами получил распространение почти во всех отраслях искусства, философии, мифологии и религии.
Неудивительно, что с такой популярностью и широтой проникновения символизм по праву начал претендовать на культурную универсальность и повсеместность. Его популярные позиции можно объяснить рядом причин, таких как:
- прежде всего, символическим мышлением, использование символов и символики было отмечено исследователями еще в древнем общинном социуме, он был характерен для всех религий и мифологий, его черты были обнаружены как в культуре Античности, так и в культуре Средневековья, а также в культуре периода Ренессанса;
- другая причина заключалась в том, что осуществилась романтическая мечта об объединении различных видов искусств, которая позволила преодолеть повседневную рутину.
Теоретические аспекты символизма
Символ (в переводе с греческого - «знак, опознавательный признак») – это знак, то есть любой предмет, явление, словесный либо пластический образ, имеющий некий смысл, который отличен от их собственного содержания.
Концепции символизма
Ученые, которые посвятили свою жизнь проблемам знаков и символизму в общем и целом, не сумели оставить без внимания и символ. Среди самым известных стоит отметить символическую концепцию Ю.М. Лотмана, а также культурную концепцию символа Э. Кассирера.
В работе Ю. Лотмана «Символ в культуре» говорится о возможности рационального и иррационального аспектов в изучении символов. Тогда в первом случае – это знак, а во втором – накопитель памяти культуры, то есть в символе аккумулируются значения, когда-то ему характерные. Он будто бы пересекает всю культуру вертикально. При переходе из исторического период в период в символе возникали новые определения и сопоставления, при этом предыдущие также оставались актуальным – таким образом функционирует механизм памяти культуры, объединяя, по мысли ученого, разные семиосферы: языки, культурные миры, векторы и виды деятельности человека.
Э. Кассирер подходил к культуре с точки зрения семиотики и принимал во внимание навык человека к систематической символизации. Этот исследователь считал, что символ не только соединяет в себе информацию и транслирует ее сквозь время и пространство, но и совершает это действие в некой определенной форме, сохраняя ее в обширном мире человеческой культуры.
Способность к символизации становится все сложнее и улучшается с течением и ходом истории, отодвигает физическую реальность на второстепенный план. И вследствие этого, увеличивается разрыв в восприятии окружающего мира человеком развитого социума и, например, современным африканским дикарем.
В связи с тем, что из всего животного мира лишь человек обладает даром создавать символы, Кассирер выступил с предложением называть человека символическим, а не традиционным мыслящим представителем животного мира.
Навигация по статьям