Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Характеристика периода детства как культурного феномена
Содержание:
- 23 июля 2023
- 5 минут
- 188
Предпосылки исследования детства с точки зрения культурологии
Каждое отдельное общество на том или ином этапе социального развития по-разному понимало феномен детства, по-своему оценивало его значение в становлении личности. Поэтому можно утверждать, что детство – это не только определенный этап личностного развития, но это также социокультурный феномен.
В процессе исторического развития подходы к определению феномена детства, к осознанию процессов социальных взаимодействий между обществом и младшим поколением трансформировались от полного игнорирования специфики этого периода в традиционной культуре до вознесения детей как главной ценности, главных социальных акторов на современном этапе развития мирового сообщества.
Характеристика взаимосвязей между поколениями
В настоящее время в научной литературе выделены три основные формы культуры, в которых отражаются различные подходы к пониманию феномена детства, тем самым определяя классификацию типов культуры детства:
- постфигуративная – ребенок в основном учится у своих предков;
- конфигуративная – ребенок учится в большей степени у своих сверстников;
- префигуративная – ребенок и взрослый меняются местами: взрослый учится у ребенка.
Сущность постфигуративной культуры
Для постфигуративную культуры характерны следующие признаки:
- высокая степень устойчивости,
- стабильность,
- отсутствие быстрых, динамических изменений.
Любые культурные трансформации в рамках этой культуры протекают незаметно и медленно, а взрослые, воспитывая собственных детей, не видят для них будущего, которое отличалось бы от их собственного прошлого. Прошлое выступает наиболее оптимальной моделью будущего для детей.
Подобная система взаимоотношений, как правило, провоцирует конфликты. В свою очередь, возникающие противоречия по мере их усиления приводят к снижению эффективности устаревших методов воспитания. И тогда формируется конфигуративная культура.
Сущность конфигуративной культуры
Формирование этого вида культуры детства означает потерю авторитета взрослого в глазах ребенка. Конфликты между поколениями обостряются, взаимосвязь между ними утрачивается, поэтому дети вынуждены ориентироваться на ближайшую к ним модель поведения – поведение сверстников.
Сущность префигуративной культуры
Префигуративное общество зародилось в 60-х годах ХХ века. Главной сущностной характеристикой этой культурной модели является высокая степень эсхатологичности, т.е. отсутствия веры в будущее из-за надинтенсификации процессов общественного развития.
В рамках множества онтологических трансформаций дети взрослеют в таких условиях, когда накопленный родителями опыт попросту оказывается бесполезным. В такой ситуации информация о новых формах, способах передачи экзистенциального опыта, культурных знаний передается родителям от их детей.
Таким образом, детство – это уникальный, социально значимый период личностного развития, что обуславливает необходимость его всестороннего исследования как социокультурного феномена и оптимизации защиты на правовом уровне.
Навигация по статьям