Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Философские, антропологические и психологические основания педагогики
Содержание:
- 27 марта 2023
- 13 минут
- 242
На сегодняшний день существуют самые разнообразные течения в философии. Их задача заключается в службе в качестве методологии для разных наук, в число которых входит и педагогика. Их ряд, в первую очередь, состоит из таких течений, как экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, а также диалектический материализм.
Философские основания педагогики
Основными деятелями экзистенциализма принято считать таких его представителей как Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Э. Брейзах, А. Камю, П. Тиллих. В качестве главного понятия данного философского течения выступает экзистенция или же, другими словами, существование. В рамках этой философии окружающий мир существует только из-за факта бытия субъекта. Приверженцы такой позиции не принимают возможность беспристрастного познания и объективных истин. Реальный или же наружный мир предстает таким, каким его видит внутреннее “Я” каждого отдельного индивидуума.
Экзистенциалисты обращают внимание общества на имеющую место в современном мире деформацию личности, ее отчуждение, утерю ей присущего ей своеобразия. Единственный возможный выход из данной ситуации, по мнению приверженце такого взгляда на философию, заключается в том, что каждый человек должен формировать самого себя. По этой причине и основная цель школьного обучения состоит в том, чтобы дать подросткам необходимые для создания себя как личности навыки и знания. Экзистенциалисты отрицают конкретные познания и выступают резко против необходимости в учебниках и программах в школе. Педагог должен позволить воспитаннику получить совершенную свободу в усвоении знаний, ведь важность информации ориентируется тем, насколько они важны для определенной личности. Воспитанник должен сам, исходя из своего понимания сущности вещей, описывать значение различных явлений. Однако ключевая роль остается не за умом, а за ощущениями, верой и мечтой.
С точки зрения неотомистов основная роль в обучении должна отдаваться религии. Труды М. Адлер, Ж. Маритена, М. Казотти, У. Канингхэм обращают внимание социума на резкое падение нравственных устоев в современном мире. Они делают упор на участившихся преступлениях, подъем жестокости и наркомании, которые, по их мнению, ведут к неизбежному краху общества. Неотомисты не принимают современную школу по причине ее излишней рациональности и уходе от "досознательного", в котором как раз и скрываются источники счастья, любви, свободы. Они считают, что систему обучения и воспитания необходимо направить в сторону формирования "досознательного" стремления приблизиться к Всевышнему.
На рубеже XIX — XX вв. появляется новое философское течение, носящее название позитивизма. Для его сторонников, характерна абсолютизация природных наук и методов, применяемыми ими. Для позитивистов правильным считается исключительно то, что было обретено благодаря количественным методам.
Неопозитивизм нашел свое важное место в рамках прогрессивной философии. Неопозитивисты видят слабые стороны педагогики в том, что в ней преобладают ненужные мысли и абстракции вместо реальных фактов.
Прагматизм в качестве одного из направлений в философии появился на рубеже XIX — XX вв. Быстро формирующаяся наука и индустрия нанесли непоправимый ущерб основам идеализма, который уже не обладал возможностью сопротивляться материализму. Основоположники прагматизма заявили о том, что в процессе разработки находится новое ответвление философии, которое будет вне рамок как идеализма, так и материализма. В качестве ведущих понятий в прагматизме приводятся "опыт" и "дело" (от греч. "прагма"). Все познание действительности в данной ветви сводится к личному опыту каждого индивида. Для них не существует понятия беспристрастного научного познания. Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж. Дьюи. Его считают одним из основоположников прагматической педагогики и даже причисляют ему главенство в данном контингенте.
В своих педагогических трудах Дж. Дьюи, высказывая осуждение по отношению к старой схоластической школе, выдвинул целый ряд значимых основ обучения и воспитания:
- формирование активности детей;
- побуждение энтузиазма и др.
Дж. Дьюи считал, что основа учебного процесса должна заключаться в личном опыте ребенка. В качестве цели он определяет процесс "самовыявления" полученных ребенком с момента рождения инстинктов и предрасположенностей.
Диалектический материализм является философским учением, заключающимся в общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Зарождение данной ветви философии произошло в -е гг. XIX в. Весьма высокую популярность он обрел в XX в., в высшей степени в государствах социализма. Крупнейшими представителями являлись К. Маркс и Ф. Энгельс. Основные положения диалектического материализма могут быть сведены к приведенным ниже:
- материя первична, а сознание вторично;
- оно появляется в качестве результата становления материи и считается его продуктом;
- явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, по той причине, что взаимосвязаны и взаимозависимы;
- все вещи и явления находятся в состоянии постоянного движения и развития.
Диалектико-материалистическая педагогика берет за свою основу тот факт, что личность является объектом и субъектом общественных взаимоотношений. Ее возникновение детерминировано внешними жизненными обстоятельствами и естественной организацией человека. Ключевую роль в развитии личности играет образование, представляющее собой социальный процесс, обладающий историческим и классовым характером. Личность и деятельность человека существуют согласно друг другу: личность проявляется и формируется в процессе деятельности.
Антропологические основания педагогики
При решении проблем на пути к достижению целей, сущности обучения и воспитания педагоги отталкиваются от природы ребенка. По этой причине содержание и структура антропологического фундамента педагогики считаются одним из ключевых факторов дифференциации педагогических течений. Опытническое движение берет для себя в качестве основы руссоистско-толстовскую трактовку человека как носителя внутри происходящих внезапных сущностных сил. Социологическое движение природу человека определяем как нечто, практически полностью производное от социума. Личное сознание — от корпоративного сознания.
Теологическая педагогика базируется на учении о человеке как образе и подобии Божьем. Антропологическое течение в педагогике характеризуется многофакторным подходом к процессам формирования личности. Педагоги-антропологи исследуют взаимодействие биологических, социальных и духовных факторов в структуре личности. Представители антропологического течения преднамеренно и умышленно основывают собственные посылы на данных человековедения.
Педагогическая антропология дает возможность педагогу, учителю, наставнику познать самих себя и их воспитанников, а также людей, что их окружают, их образах и жизнедеятельности. Законы личностного и массового становления, которые изучает педагогическая антропология, становятся фундаментом для педагогической практики — как педагогического совета, так и предостережением об опасностях.
Психологические основы педагогики
Педагогика занимается изучением условий и закономерностей создания психических новообразований под воздействием процессов воспитания и обучения.
Владея своим объективным существованием, психика имеет собственную структуру - вертикальную и горизонтальную организацию.
К вертикальной можно отнести следующие понятия:
- сознание,
- коллективное бессознательное,
- индивидуальное бессознательное.
К горизонтальной же приведенные ниже:
- психические процессы,
- состояния,
- свойства.
В довесок к сознанию человеку доступно так называемое бессознательное. Под этим словом обычно подразумевают такие процессы, состояния, свойства, которые никоим образом не осознаются человеком. Бессознательные явления, вместе с предсознательными контролируют наше поведение, хотя их функциональная роль является различной. Сознанию достается задача управления наиболее трудными формами поведения, которые требуют постоянного интереса и осознанного контролирования.
Такого рода ситуации могут появляться перед людьми постоянно, поэтому сознание как высший орган психической регуляции поведения беспрерывно наблюдает и работает. Наравне с ним практически все поведенческие акты применяются на уровне пред- и бессознательной регуляции. Благодаря познавательным процессам человек получает и усваивает информацию, отображающую беспристрастный мир, преобразует его в собственный индивидуальный образ. Чувства, представления, восприятия, память, мышление, входят в состав списка познавательных процессов. В психологии эмоциями обозначают такие процессы, которые заключаются в отражении собственной значимости и оценки внешних, а также внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Впечатления, ощущения служат для отображения субъективного отношения человека к самому себе и к находящемуся вокруг его миру.
Проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, впечатления, ощущения, настроения, стресс. Одним из более популярных в наши дни видов аффектов считается стресс. Он представляет собой состояние чрезвычайно мощного и долгого эмоционального напряжения, которое появляется у человека, когда его нервная система получает психологическую перегрузку. Иногда однажды пережитый мощный страх в какой-либо ситуации укрепляется, делается хроническим – появляется фобия на установленный круг обстановок либо объектов. Воля - это сознательная регулировка человеком собственного поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних преград. Личность – не только объект общественных взаимоотношений, но и функциональный субъект деятельности, сознания, общения, самосознания. Личность не дана от рождения, а возникает в результате культурного и общественного становления.
Навигация по статьям