Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Гоббс и его политическая философия
Содержание:
- 30 апреля 2024
- 7 минут
- 296
Томас Гоббс и его взгляд на политическую философию
Оценивая в общих чертах воззрение английского философа, пик творчества которого приходится на середину XVII века, а именно Томаса Гоббсона, исследователи нашего времени указывают на то, что именно благодаря ему был проведен качественно новый этап по направлению в разработке идей государственности.
Главными трудами Томаса Гоббса являются «О гражданине», «Левиафан», их могут фактически расценивать в качестве одних из первых подлинно политико-философских творений, в том плане, который присущ определению конкретных категории исследователями современности.
Нужно обратить свое внимание на то, что сам философ не пользовался в своих трудах либо при характеристике своих работ термином «политическая философия», только, по мнению некоторых исследователей его работ, Гоббс первым ввел понятие «философия государства» в научный оборот.
При всем этом анализ его творений, исследуемых вопросов Гоббсом и рассматриваемой проблематики дает возможность сделать выводы о том, что в его работы затрагивают значительно большее положения, которые относятся к миру политического целиком, и не ограничиваются границами государственных явлений и исключительно государства.
Происхождение государства по средствам договорной теории
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что понятие общественного договора подразумевает то, что люди, которые заключают определенные соглашение либо контракт в итоге откажутся от части своих суверенных прав для государства, которое, возьмет на себя обязанность по обеспечению интересов этих граждан.
В области создания теории общественного договора вся заслуга Томаса Гоббса заключается в том, что он был самым первым философом, который конкретно и подробно сформулировал данную теорию. Он говорил то, что жизнь в естественном («до государственном») состоянии стала для людей неприятной одинокой и бедной, потому что в этом состоянии интерес личности в сумме с отсутствие соглашений и субъективных прав не давали возможности нормально развиваться обществу.
Частично с этими же отрицательными проявлениями Гоббсон связывал асоциальность и аполитичность людей в определенный период времени. Только закономерным результатом развития «естественного состояния» людей стало возникновение общественного договора.
По своей существе «общественный договор» можно охарактеризовать как определённое событие, в чертах которого объединяются люди, при этом отказываясь от части своих естественных прав, и осознают необходимость этого для создания цельного общества, а в дальнейшем создания государства, которое будет призвано защищать человеческие свободы и права, а также управлять основами социального взаимодействия.
«Заключение общественного договора» дает возможность вывести человеческое общество из анархичного, естественного состояния и создает условия и предпосылки для эффективного усовершенствования социума людей.
Трактат «Левиафан» Томаса Гоббса в роли политической философии
Как рассматривалось ранее, работа Томаса Гоббса «Левиафан» в полной мере признается одной из первых основательных работ в сфере политической философии, которая оказала значимое влияние на эволюцию государственности и политики, а также в рассматриваемой области философского знания.
Гоббс в «Левиафане» размышляет о том, что нужно отделять три главных этапа формирования политического организма:
- Его естественное состояние, в чертах которого происходит определенная «война всех против всех», а одни актуальные на этом этапе естественные законы, не дают возможности установлению безопасности и мира в обществе;
- Переход к государству заключается в том, что в рамках этого этапа приходит осознание нехватки естественных законов, и нужности отказа от определенной части естественных прав, установлению возможности использования мер принуждения государством, как залога безопасности и мира людей;
- Государственное состояние является результатом общественного развития, которое достигается после заключения (к примеру заключение «естественного договора» между абсолютно всеми членами человеческого общества).
Наряду с изучением вопросов и порядка формирования государственности, огромное значение в «Левиафане» Гоббсом было уделено философскому осмыслению и рассмотрению проблем восстаний и мятежей в государстве. Таким образом, Гоббс указывал на то, что право на восстание принадлежит гражданам, и в том случае, когда начальство без властвует, то есть является неспособным для обеспечения защиты собственных граждан либо подданных.
Также Гоббс сформулировал три главных начала, определение которых присуще тем государствам, народ которых способен проводить мятежи:
- Предрасполагающие учения и склонности людей к мятежу, по своему составу, противные мирному устройству государства;
- Склонности, при помощи которых склоняют уже предрасположенных, направляют и призывают к общему отделению и к оружию;
- Наличие конкретного способа реализации восстания либо мятежа.
Навигация по статьям