Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Карл Маркс и его политическая философия
Содержание:
- 30 апреля 2024
- 7 минут
- 594
Политическая философия Карла Маркса и ее общая характеристика
Марксистская философия политики исторически складывалась в виде альтернативы и ответной реакции философии либерализма, главным приоритетом которого, по мнению различных представителей выступала эволюция гражданского общества и увеличение политической власти в стране.
По политическим взглядам философии Карла Маркса, устройство государства выглядело немного иначе: государство по мнению Маркса представляло собой политическую организацию экономически властвующего класса, цель создания которой заключалась в уничтожении сопротивления его противников.
Момент создания государства К. Маркс связывал с конкретным уровнем развития сил производства, жизнедеятельность которого в связи с общественным трудовым разделением повлекло за собой возникновение и обособление частной собственности, и как итог – имущественному неравенству и дифференциации общества на воюющих между собой социальных групп либо классов-антагонистов.
Главными заветами марксистской политической философии являлась теория диктатуры и борьбы классов пролетариата в политической сфере жизни общества, обусловленной тем, что нечего терять в классовой борьбе пролетариату, «помимо собственных цепей», потому что пролетарии не имели права собственности на производственные средства.
В связи с этим классовая борьба признавалась последователями Маркса и им самим в качестве силы, которая двигала историческое развития, способствовала реализации перехода к более высоким от менее совершенных формам организации общественной жизни.
Довольно важной характеристикой философии политики Карла Маркса, которая отличала ее от большинства других направлений в конкретной сфере, является придание огромного значения экономическим началам социальной жизнедеятельности, при помощи формирования предположения о наличии экономического базиса, который имел первое предопределяющее значение, а второй по отношению к базису - политические и идеологические надстройки.
Самой главной целью, по мнению марксистской политической философии является переход к общественно-экономической коммунистической формации, при достижении данной формы государство обязано было умереть и тем самым уступить место совершенному общественному самоуправлению. В итоге всего этого должны были быть созданы определенные условия для общего развития творческих способностей и личности.
Другими словами, Карлом Марксом поэтапно обосновывались положительные моменты перехода к коммунизму, как к самой идеальной форме общественно-политического устройства, которая позволяла бы реализовать принцип «от каждого по способностям, каждому – по труду».
Коммунизм и его значение в политической философии Карла Маркса
Практически, история эволюции государственности не имеет конкретных примеров существования коммунистического общества в реальной жизни, которое отвечало бы абсолютно всем признакам, которые сформулировал К. Маркс касаемо его характеристике. В этом числе определенных особенностей и признаков Карл Маркс выделил:
- Отсутствие в обществе классовой дифференциации денежных знаков, как итог замена на средства производства частной собственности;
- Наличие в обществе эффективных, высокоразвитых сил производства;
- Исчезновение государства в его классическом определении.
Коммунистическая общественно-экономическая формация, исходя из точки зрения К. Маркса владеет довольно сложной структурой и состоит из двух основных фаз:
- Высшая фаза представляет собой собственно коммунизм, свойства которого были освящены ранее;
- Низшая фаза коммунизма представляет собой социализм. В рамках его государство и дальше существует, более того, власть государства на этом этапе развития гораздо более сильнее, чем в иных формациях, есть мелкая частная собственность, торговля и производство, только крупной частной собственности при социализме уже нет.
Карл Маркс и его диалектический материализм
Главными тезисами диалектического материализма Карла Маркса являются следующие положения:
- Материя — это определенная мысленная абстракция, которая обозначает общее качество реально существующих вещей, то есть всего того, что может воздействовать на наши органы чувств, дает нам ощущения и так далее;
- Материя не была кем-то создана, она присутствовала всегда и будет существовать вечно, помимо этого, материя полностью бесконечна в пространстве;
- Движение — это способ бытия материи, потому что, с одной стороны, движение само по себе не может существовать вне материи, а с другой – без движения не существует материи;
- Движение материи диалектично, то есть обусловлено реальным, материальным сосуществованием двух взаимно противоречащих сторон соответствующего движения;
- Высшая форма движения представляет собой отвлеченное мышление, которое присуще исключительно человеку;
- И так далее.
Получается, рассмотрев определённые аспекты диалектического материализма К. Маркса, можно сделать вывод о том, что данная концепция была очень тесно связана с переработкой идеалистической диалектики Гегеля, а также с диалектической переработкой метафизического материализма.
Навигация по статьям