Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Характеристика предмета философии права
Содержание:
- 21 июля 2023
- 10 минут
- 826
Объект и предмет философии права
Отечественные юристы определяют философию права на основе предмета и объекта исследования, как теоретическую правовую дисциплину. Объектом философии права, являются право и юридические законы. Предметом является юридическая концепция, значение закона, его место в мире. Философия права занимает особое место во всем мире, придавая теории права философский характер. Большинство юристов считают, что эта наука занята поиском аксиомы о законе.
Истина утверждается в положительном праве, которое понимается, как авторитетные источники действующего права (законы, постановления, санкционированное общее право, прецеденты и т. д.), а также официальные установления, наделенные законной силой. Такой подход сводит право к положительному праву, т.е. сравнивает право и закон. Это характерно для юридической догматики и продемонстрировано в разных вариациях правового позитивизма и легитимизма.
Мысли о позитивном праве поднимают ряд вопросов, которые выходят за рамки позитивного правового мышления. Почему эти, а не другие нормы являются позитивными и законодательно закреплены, как позитивный закон? От чего зависит позитивность права – зависит ли оно только от позиции и воли законодателя, или есть другие (и какие) объективные причины для законодательства? Справедливо ли это и в чем справедливость? Является ли каждый закон правом или он может быть преступным произволом в форме закона? Каковы предпосылки и условия для верховенства закона? Какова дорога к закону и верховенству закона?
Таким образом, возникает проблема различения и соотношения (совпадения и несовпадения) права и закона, которая имеет определяющее значение для правопонимания и обозначает предметное поле философии права.
Из сказанного выше следует, что проблема заключается в том, что различия соотношения права и закона (совпадения или несовпадения), что имеет определенное значение понимания права и обозначения области философии права.
Философия права
Обширно популярное понятие «философия права», оно связано с похожей работой Г. В. Ф. Гегеля – «Философия права» (1820), которая повлияла на дальнейшие труды научных работников и не потеряла собственного смысла до наших дней. Понятие «естественное право», как обозначение (согласно античной традиции) философско-правового расклада, сохраняется и до сих пор. Упомянутая выше работа Гегеля вышла в свет со следующим двойным названием: «Естественное право и наука о правительстве в очерках. Основы философии права».
Существуют два расклада об определении дисциплинарного характера философского права в качестве правовой и философской науки. Эти расклады получили подтверждение в философско-правовых исследовательских работах в 19, 20 и в начале 21 века. Все ученые, ведущие течение философской мысли (от античных до наших дней), выдвигали версии философского правопонимания. К 19-20 и началу 21 века можно говорить о философско-правовых концепциях кантианства и неокантианства, всевозможных областях христианской философской мысли, феноменологии, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма, марксизма и другие.
В современной философии права есть несколько точек зрения на предмет философии права. Например, в учебнике «Философия права» В. С. Нерсесянц заявляет, что предметом философии права является смысл права, его сущность и понятие. В. П. Малахов в качестве предмета философии права рассматривает правосознание. Для Д. А. Керимова философия права изучает и делает закономерную модель генезиса права при помощи «системы абстрактных категорий, в которых историческое освобождено от всех зигзагов и отклонений, представлено как бы в снятом виде».
Приведенные выше определения предмета философии права вытекают из раскрытия не сущности правовой реальности, а ее содержания и задач права. Определение понятия, вытекающего из содержания явления, всегда является не чем иным, как неполным, частичным «схватыванием» сущности или раскрытием сущности первого, второго порядка, но не глубокой сущности, идентичной закону. Гегель писал в своей работе о том, что философия права должна раскрывать «сущность закона», он всегда объясняет «идею закона», поскольку, согласно его философии, идея является глубочайшей сущностью каждой формы бытия. Гегель показал, что нынешняя сущность идеи права – это абстрактный закон, мораль и этика. Таким образом, согласно Гегелю, значение закона не аксиологическое, а его онтологическое значение: его место и роль в жизни человека и общества, моральной, нравственной и правовой основы.
В то же время правовая реальность – категория права, призванная отразить все из мира правовых явлений, в «снятом» виде представить бытие права в конкретном историческом времени и пространстве. В. С. Нерсесянц уточняет предмет философии права следующим образом: это принцип равенства в его проявлении. Он отмечает правовые явления нормативного, институционального, авторитетного и поведенческого характера и выражает единственную правовую сущность общеправового принципа формального равенства. Такой подход к теме философии права ограничивается областью исследования либертарно-юридической философской-правовой концепции. В то же время в науке должны изучаться принципы и законы, которые носят объективный характер, а не определяются субъективными измерениями (социальный класс, этнические, государственные интересы).
Предметом философии права, являются внеюридические (предельные) правовые основы, которые в трактовке некоторых авторов справедливо раскрываются как познавательные, ценностные, социальные и антропологические основания права. Даже Аристотель считал, что философское учение – это наука о самых общих основах мира и их знаниях. Философия – это мировоззрение, поскольку интерпретация этих оснований может быть их определяющей ролью у разных философов. Поэтому существует множество философских взглядов, доктрин, концепций: материалистических, идеалистических, плюралистических, пантеистических, теистических, атеистических.
Концепции философии
Когда философско-правовые концепции развиваются вместе с идеологическими, то они несут социально-политическую направленность. Например, либертарная интерпретация предмета философии права является не научной, а идеологической (буржуазно-либеральной). Утверждение авторов о том, что только их концепция правопонимания и предмета философии права является наиболее продвинутой, неубедительно, так как существуют преобразования («причины») более ранних, менее развитых концепций, для них есть смысловое поле, подходящее для понимания и представления.
Только юридическая философия позволяет понять в правовой реальности отношение, взаимодействие, взаимное определение объективного и субъективного, материального и идеального, материального и духовного, индивидуального, межиндивидуального и надиндивидуального, личностного и массового, социального и биологического, естественного и экзистенциального, человеческого и божественного, свободы и ответственности. Правосудие и равенство, правовые и незаконные интересы, пределы прав гражданина, человека, личности.
Навигация по статьям