Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Основы международной охраны авторских и смежных прав
Содержание:
- 27 ноября 2023
- 14 минут
- 266
Бернская конвенция об охране авторских прав
Международная охрана авторских прав характеризуется тем, что территориальный характер авторских прав представляет собой серьезное препятствие для осуществления международного сотрудничества в процессе обмена результатами творческой работы.
Потребность в правовой защите авторских прав международного уровня, включая их признание на территории других стран стала очевидной больше века назад. Унификацию авторских прав начали уже в XIX в. Примером может быть Бернская конвенция которая посвящена охране литературных и художественных произведений. Странами участниками был основан Бернский союз для охраны частных прав авторов на любые виды их произведений.
Наша страна присоединилась к данной конвенции в 1995 г. Основой Конвенции являются материально-правовые нормы о произведениях и их авторах. Что касается коллизионного регулирования, то оно предполагает использование прав государства, где происходит охрана авторских прав.
Решающий признак заключается не в национальности (гражданстве) авторов, а в национальности самих произведений. Тем не менее, в некоторых ситуациях происходит учет и национальности автора. Авторы государств-членов Союза пользуются в других государствах данного объединения, помимо страны происхождения произведения, по отношению к своим произведениям правами, которые в данных государствах используют их собственные граждане. Также они обладают правами, которые специально оговорены в Конвенции. Подобная охрана может предоставляться авторам-гражданам государств, которые не включены в Союз. Это происходит в случае, когда публикация их произведений осуществляется в одном из государств Союза. Предоставление охраны неопубликованных произведений происходит только для тех граждан, которые являются членами Союза. Можно сказать, что Конвенцией были сформулированы своеобразные условия охраны как опубликованных, так и неопубликованных произведений.
В ситуации возникновения спора о сроках охраны используют право страны, где произошла первая публикация произведения. Сроки охраны, касающиеся переводов, фотографий, кинофильмов и прочих объектов, снижены.
Конвенцией предусмотрены 2 две группы авторских прав:
- личные права имущественного и неимущественного характера. Они формируются посредством национального законодательства страны, в которой испрашивается требование об охране;
- права специального характера: исключительное авторское право перевода произведения, его воспроизведения и публичного исполнения, передачи по радио и телевидению, переделки, осуществления магнитной записи и др.
Предусматривается и правовое ограничение на перевод в соответствии с которым автором утрачивается исключительное право перевода в случае, когда он в течение десяти лет им не воспользовался.
Отличительными аспектами Бернской конвенции являются существенные ограничения свободного использования произведений, ряд формальностей в области их регистрации, обратная сила действия определенных положений. Тем не менее, каждой страной самостоятельно определяется применение этого начала на своей территории.
Особенности охраны авторских прав
Объектами охраны являются авторские права на все произведения в сфере искусства, литературы, науки. Они могут быть выражены любым способом и осуществляться в любой форме. Конвенцией сформирован и примерный, далеко не исчерпывающий, список подобных типов произведений.
Международно-правовая охрана авторских прав предусматривает объем, который каждое государство определяет в соответствии со своими законами. Для автора предоставляется национальный режим и права специального характера, объем которых не зависит от охраны произведений в государстве происхождения. Это касается и материальных прав, и судебной защиты. Право судебной защиты имеет в основе принцип национального режима.
Сегодня развивающиеся страны стали настаивать на ревизии норм Бернской конвенции, а именно того, что касается отмены исключительных прав автора на перевод и безгонорарного опубликования в этих странах лучших произведений науки и литературы. Подобная точка зрения не соответствует интересам развитых государств.
В 1952 году государства принимают Всемирную конвенцию об авторском праве, преамбула которой подчеркивает, что ее цель заключается в дополнении действующих норм международного авторского права, но не в замене или их нарушении. Всемирная конвенция включает большое число отсылок на национальное законодательство и имеет меньше материально-правовых предписаний, чем Бернская.
В 1996 году Женевской дипломатической конференцией был принят новый универсальный договор авторского права (Договор ВОИС), который формирует принципиально другой (более высокий) уровень охраны. Она распространяется теперь не только на форму выражения произведений, но и на все процессы и идеи. Объектами охраны здесь выступают компьютерные программы, компиляция сведений в качестве результата интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», которая прикладывается к произведению. Особым образом подчеркивается потребность в выработке современных мировых правил охраны, включая сохранение баланса прав авторов и общественных интересов в сфере доступа к информации. После создания Договора были организованы Международное бюро ВОИС и специальная Ассамблея.
Особенную роль среди универсальных международных договоров играет Мадридская конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения. Она запрещает двойное налогообложение смежных и авторских прав.
Охрана авторских и смежных прав
В число региональных соглашений необходимо включить Межамериканскую конвенцию по охране авторских прав, директивы и регламентирующие документы Евросовета (например, принятая в 1991 году директива Совета ЕС о правовой охране компьютерных программ.).
Выявление из системы авторского права смежного (родственного, аналогичного) права, включая формирование его самостоятельной защиты, относится к распространению «интеллектуального пиратства». Оно представляет собой вторичное использование произведений, на которое не было получено согласие исполнителя (автора), незаконное копирование и реализацию фонограммы.
С помощью Римской конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций была обеспечена охрана прав исполнителей на фонограммы производителей, передачу вещательных организаций. В основе Конвенции лежит принцип национального режима, предоставляемый в соответствии с законодательством страны, где испрашивается охрана. Данной конвенцией был установлен минимальный уровень охраны смежных прав. Она не обладает обратной силой, а минимальный срок охраны по ней составляет 20 лет (страна имеет право установления более длительного срока охраны). Все выпускаемые или используемые для реализации экземпляры фонограмм должны обладать специальным международным знаком охраны смежных прав.
Женевской конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм значительно была обновлена и дополнена Римская конвенция через предоставление производителям фонограмм особенного режима, охрану в системе антимонопольного законодательства и уголовно-правовую защиту. Фонограмму здесь определяют в качестве любой исключительной записи звуков. Конвенция не обладает обратной силы, поэтому не распространяется на фонограммы, сделанные на территории страны до их вступления в силу. Страны члены Женевской конвенции отказываются от того, чтобы предоставлять иностранным гражданам национальный режим. Критерием выбора применимого права является законодательство страны, в которой проживает гражданин производитель фонограммы. Совокупность правовых форм охраны необходимо отнести к компетенции стран-участников.
Цель Брюссельской Конвенции, рассматривающей охрану сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, предаваемых через спутники, состоит в разработке международной правовой системы, способствующей применению спутниковых средств с одновременной охраной авторских прав и субъектов смежных прав.
Конвенция не включает в свой состав нормы материального характера, обязывая стран-участников принимать адекватные меры для обеспечения охраны интересов производителей фонограмм от выпуска их копий без согласия производителя, от ввоза их из-за границы и от их распространения.
Государства-участники берут на себя обязанность принять меры, призванные предотвратить на своей (со своей) территории передачу любого несущего программы сигнала органами, для которых подобный сигнал не был предназначен.
Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам не оказал воздействия на обязательства стран по другим конвенциям. Он не затронул права авторов и распространен лишь на исполнителей и производителей фонограмм. Здесь сроки охраны смежных прав установлены в размере 50 лет; существенно расширен круг исключительных прав. Договор имеет в основе принцип национального режима охраны, в соответствии с которым каждая страна-участница предоставляет гражданам других стран такой же режим, который был предоставлен ими своим собственным гражданам.
Исполнители могут быть наделены исключительным правом по отношению к своим исполнениям:
- запрет или разрешение на эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения не записанного исполнения;
- запрет или разрешение на запись собственных незаписанных исполнений;
- запрет или разрешение прямого или косвенного воспроизведения собственных исполнений, которые записаны на фонограмму;
- запрет или разрешение доводить до общего сведения оригинал и экземпляры собственных фонограмм, когда происходит реализация или передача права собственности.
Производители фонограмм используют исключительное право разрешения:
- прямо или косвенно воспроизводить свои фонограммы любыми способами и в любых формах;
- доводить до всеобщего сведения оригиналы и экземпляры собственных фонограмм через реализацию или иную передачу права собственности (в том числе через средства беспроводной или проводной связи);
- коммерческого проката оригинала и экземпляров собственной фонограммы для публики даже после момента их распространения, которое было осуществлено производителем или в соответствии с его разрешением.
Навигация по статьям