Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Теория государства и права: история и предпосылки возникновения и развития
Содержание:
- 05 октября 2023
- 14 минут
- 785
Развитие теории государства и права как науки
Древние мыслители пытались познать окружающий мир благодаря единой общей науке – философии. Если сравнивать ее с такими науками как логика, этика, математика, медицина, физика, станет сразу понятно, что философия занималась исследованием проблем государственной и правовой жизни социума согласно присущему ей мироощущению. Правовая государственность рассматривалась, как наиболее справедливый механизм социума и первоначально сформировалась у древних греков в форме мысленного образа реального полиса, представленного объединением людей, которые должны были подчиняться единственному и справедливому закону.
Проходят года, и система философских знаний выделяет философию права как обособленную науку. Предмет ее – изучение государственно-правовой стороны жизни социума. Философия права представляет собой методологическую базу юриспруденции.
Общую философию сравнивают с философией права как часть и целое. Так как философия права входит в состав философии, у нее нет отличий от целого ни в функциях, ни в методах. В сравнении с другими юридическими науками философия права находит решение тех же общенаучных проблем, что и философия в отношении всех областей человеческого знания. Большинство ученых и практиков сходятся во мнении, что общетеоретическая задача философии права содержится в изучении глобальных государственно-правовых категорий, которые являются основой юридических наук. Помимо этого, основная и высшая научная категория юриспруденции – это право.
Именно по этой причине научную трактовку права возможно раскрыть только на фоне государства, предполагающего понятие о социуме.
У немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831) не возникало сомнений не только в том, что философия права — это наука, но и в том, что наука о праве — это философия. Антагонистичным было мнение русского юриста Н. М. Коркунова (1853—1904). Он не признавал сверхъюридическую правовую научность, но все-таки считал, что имеет место быть применение словосочетания «философия права», чтобы обозначить те высшие уровни теории права, на которых глобальные обобщения еще сохраняют осознанную связь с правовым материалом. Толкование философии права как методологии и гносеологии юриспруденции также довольно-таки популярно.
Вторая половина XIX в. отметила тенденцию акцентирования внимания под названием «философия права» на многообразные фрагменты философских взглядов и подходов, по различным мотивам импортируемых, а затем «легализуемых» в правоведении.
В России в 1970-1980-е года правоведы приобретают особо яркое философско-правовое самосознание: они были солидарны лишь с той философией права, которая «вырастает на фундаменте всего юридического знания».
Виды философии права
Согласно современной отечественной трактовке философии права выделяются два ее вида: юридический и интегративный. Первый вид предлагает разнообразные версии философии как юриспруденции и игнорирует тот факт, что сформированные на юридической территории философские мысли либо «мумифицируются», либо сами модифицируются в юриспруденцию, либо переделывают ее в философию, либо синтезируются в особый тип знания. Можно с уверенностью утверждать, что наиболее вероятной является интегративная двухуровневая модель, которую предложили в своих работах С. С. Алексеев и В. С. Нерсесянцев. Первый уровень представляет философию права как исконно философскую дисциплину, которая рассматривает право под углом зрения универсальной философской системы или историко-философских разработок. На втором уровне философия права рассматривается как интегрированная философско-правовая область знаний, «когда правовой материал научно прорабатывается, основываясь при этом на определенную сумму философских идей».
Ранее российские ученые интерпретировали философию права как конституцию правопознания.
Последнее время отечественная литература отражает перенос акцента с логики познания права на познание логики самого права. Философия права охарактеризована как наука о праве в гуманном обществе. Некоторые ученые считают, что она может трактовать право, его смысл и предназначение с точки зрения мировоззрения и ценностей. Помимо этого, происходит возвращение к классическому положению, в соответствии с которым «цель разума — истина, и философия права пытается найти истину о праве».
Второй уровень трактует его как «действительность в тех пределах, в которых бытует право», а первый уровень поднимает нас еще на одну ступень — до того предела реальности, где существование права может стать понятным и обоснованным. В этот момент право возникает как укорененный в системе взаимоотношений «мир — человек» целый юридический универсум — широкое и сложное образование, которое содержит в себе всевозможные формы собственно права, правосознания, правовые идеалы, правоотношения и среду их функционирования, различные механизмы мотивации и регулирования деятельности. В самом юридическом универсуме содержится и то, что правом как таковым не является, но без чего его быть не может, — ценностная форма социального существования, определенные сущностные характеристики человека, «виртуальное право» (инфраправо, или так называемые непосредственные социальные притязания) и, скорее всего, многое другое, что еще ожидает открытий и осмыслений.
Право, по Гегелю – это есть наличное бытие свободной воли. Диалектика такой воли сходится с философским конструированием системы права как права царства реализованной воли. Гегелевская философия права использует данное понятие в следующих основных значениях:
- право как свобода (идея права);
- право как установленная ступень и форма свободы (особое право);
- право как закон (позитивное право).
Философ убежден, что государство – «есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как явная, самой себе ясная субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает». Государство – это разумное в себе и для себя.
Существуют и другие воззрения согласно данной теме.
То есть, делай так, чтобы относиться к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели — и никогда только как к средству.
По мнению Канта, право – это единство условий, которые ограничивают произвол одного по отношению к другим, используя при этом объективный общий закон свободы. То есть определение наталкивает на мысль о том, что право обязано выполнять регулирование внешней формы поведенческих действий людей, которые, в свою очередь, выражаются вовне человеческих поступков. Если рассматривать само отношение к государству, то мудрец пытался установить связь между необходимостью государства — объединения большого количества людей, над которыми главенствуют правовые законы, — только лишь с категориями, совершенно относящимся к рассудочному, умопостигаемому миру. Благо государство по Канту – это состояние предельной согласованности конституции с принципами права.
Интерпретация философии права
Согласно российской юридической мысли, философия права вырабатывает общее мировоззрение, основываясь при этом на выводы отдельных наук. Однако, не смотря на то, что произошло современное развитие человеческого знания, философия не может подвергнуть исследованию закономерности всякой особой науки, в том числе бесчисленных юридических дисциплин, которыми охвачены почти все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере.
Не секрет, что прогресс и совершенствование человека не стоит на месте. Общее оздоровление реальной социальной жизни поднимает актуальность изучения проблемы взаимной связи и взаимного обеспечения философии и наук, которые ставят перед собой задачи исследовать определенные стороны окружающего мира. Философия как «наука наук» — в суждениях Аристотеля, Канта, Гегеля — может являться такой, лишь имея под собой основу интеграции всех нынешних знаний о природе, человеке, мышлении, обществе. Обобщение некоторых научных знаний, в особенности науки о государстве и нраве является базой для выявления закономерностей мироздания. Она придает ему юридическую значимость. Как философия, так и любая другая наука обладает специализацией.
Не смотря на это, если отсутствуют системные связи с мировоззренческой основой, не может быть ни философа, ни другого специалиста в сфере человеческой деятельности.
Научный и практический смысл юриспруденции опирается на философские знания. Однако может ли философия права включить в себя весь спектр юридических знаний, всерьез проводить практическое исследование главных закономерностей государства и права, вырабатывать методологию неисчислимых отраслевых аспектов государственно-правовой науки? Современные условия дают такую возможность ли при наличии основы тесного научного сотрудничества с общей теорией права. Социальная жизнь нуждается в углублении, интегрировании, развитии, конкретизации философских основ общей теории государства и права. Пренебрегать теорией государства и права как общетеоретической наукой невозможно хотя бы из практических взглядов. Наряду с этим нынешняя российская философия права не имеет последовательности и противоречива, содержит в себе расходящиеся мнения почти по всем вопросам, охватывая предмет и природу данной дисциплины.
Благодаря этому, данный курс занимает важное место в учебном процессе. Ведь являясь дополнением таких дисциплин как «Всеобщая история государства и права», «История политических и правовых учений», «История государства», «История права в России», «Римское право», «Теории государства», он позволяет выработать единое представление о теоретической юриспруденции и развить у студентов осмысленную гражданскую позицию.
Навигация по статьям