Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Символы и вклад Юнга в их изучение
Содержание:
- 20 сентября 2023
- 35 минут
- 641
Работы Юнга по изучению и переоценке таких важных символов как анима, анимус и сегодня имеют высокую актуальность. Юнг развеял необоснованные представления, согласно которым различие первобытного и современного человека состоит в том, что для первобытного человека символы – это естественная часть повседневной жизни, а для современного – не имеют никакого значения. Ученый исследовал особенности символов, их связи с бессознательным, феномен сновидений в разрезе символики, роль символов в сознании современного человека, различия между знаками и символами.
Множество идей Юнга стали предвестниками современных постмодернистских трактовок этого феномена. Ученый задолго до Ж. Бодрийяра заметил трансформацию всей системы знаков и символов в современном мире.
Помимо слов-символов, которыми изобилует любой язык, существую слова-обозначения, или как их еще называют опознавательные знаки, которые не имеют строго описательный характер. Это такие слова, как сокращения, которые состоят из заглавных букв (ЮНИСЕФ, ОБСЕ, ООН и др.), широко известные торговые марки, названия лекарств, которые запатентованы и т.д. Такие слова сами по себе не имеют значения, но их узнают во время обыденного или целенаправленного использования.
Под символом Юнг подразумевает термин или образ, который обладает не только общеупотребительным значением, но и имеет дополнительное значение, которое несет что-то неопределенное и неизвестное.
Каждый раз, когда наш разум хочет объяснить определенный смысл, то проходит путь к идеям, которые находятся вне логики. Размышляя о колесе в качестве образа божественного солнца, разум человека подойдет к порогу, за пределами которого человек понимает свою некомпетентность, либо невозможность дачи определения божественному. Если мы называем что-то божественным, то действуем в пределах нашего разума. Мы даем исключительно название, в основе которого есть только вера и ни одного факта.
Восприятие человека: сознательные и подсознательные аспекты
Явлений, которые выходят за границы человеческого понимания, очень много. Мы используем символическую терминологию, для того чтобы обозначить понятия, определить которые мы не можем. В этом и есть причина использования религиями символов словесного и зрительного ряда. Но важно отметить, что в таком сознательном применении символов есть один аспект психологического феномена большой важности: человек вырабатывает символы сам бессознательным и спонтанным способом – в сновидениях.
Юнг понимал, что такой тезис сложно принять и поэтому вывел размышления по этой теме в контекст функционирования человеческой психики и разума. Проведя небольшой анализ, мы поймем, что человек не может воспринять или понять что-либо в полном объеме. Уровень тренированности органов человека, определяющий рамки восприятия окружающего мира, влияет на способность видеть, осязать, слышать и чувствовать. Выйти за границы возможного помогают различные приспособления.
Чем бы мы ни пользовались, рано или поздно, мы подойдем к порогу, за которым начинается неопределенность. И уровень наших знаний не сможет помочь разуму перейти этот порог.
Также наше восприятие имеет и подсознательные аспекты. Один из этих аспектов заключается в том, что когда органы чувств человека начинают реагировать на реальные обстоятельства, звуки или объекты, то последние переходят из реальности в разум. Там они превращаются в моменты психики, и изучить их глубинную сущность невозможно, так как психика не может познать сама себя. Из этого можно сделать вывод, что существует большое количество неизученных аспектов восприятия реальности.
Некоторые воспоминания, которые не затрагивают сознательное внимание человека, поднимаются из глубин подсознания и фиксируются запоздалой мыслью, либо принимают форму сна. Чаще всего во снах мы видим бессознательно воспринятые аспекты событий. Они приходят к нам в символической и образной форме.
Беря во внимания эту информацию, ряд психологов рассматривают факт существования подсознательной части психики. Другие, напротив, полностью отрицают это, говоря, что если бы подсознательная психика существовала, то она подразумевает нахождение двух личностей в одном человеке. Но это не так. Одна из распространенных проблем в современном мире – раздвоение личности. Сегодня это уже не является патологией, а является обычным явлением. Случаи, когда правая рука человека не знает, что делает левая, является не просто невротиком. Это один из симптомов общей неосознанности поведения.
Развитие сознания человека проходило медленно и трудно. Прошло не одно столетие, пока оно не вышло на путь культуры. Но даже сегодня человеческое сознание не разгадано до конца, многие участки разума совершенно не изучены. И психика имеет множество различий с сознанием.
Те, кто не принимает существование подсознания, фактически утверждают, что мы все знаем о психике человека. А предполагать такое также ошибочно, как и считать, что наше представление о Вселенной исчерпывающе.
Психика человека – часть окружающего нас мира, и содержит столько же неизвестной информации. Исходя из этого, мы не можем с точностью утверждать, что человечество полностью изучило психику человека или Вселенную. Существуют большие медицинские исследования, в которых содержат серьезную аргументацию в пользу существования подсознания. Сторонники же, которые отрицают факт существования подсознания, испытывают страх перед неизвестным. Юнг видел в этом крепкие корни, ведь сознание как понятие появилось совсем недавно и пребывает еще на этапе становления.
В одном из исследований, проводимых антропологами, одним из частых умственных расстройств, встречающихся у первобытного человека, была диссоциация сознания. Её еще называют «потерей души» или разладом сознания. Люди прошлого, которые отличались уровнем сознания от современного человека, не воспринимали душу (психику) как нечто целое. Они считали, что у каждого человека помимо обычной души есть еще и лесная душа, которая воплощена в определенном животном или растении, с которым человек имел психическое родство. Л. Леви-Брюль, известный французский этнолог, называет это мистическим участием. Спустя какое-то время он отказался от использования данного термина, но Юнг был полностью согласен с ним. Психология подробно рассматривает такое явление, когда происходит подсознательное единение одного индивида с другой личностью или объектом.
Во время первобытных людей такое родство выражалось во множестве форм. Обитание «лесной души» в животном делало его братом человеку.
Это говорит о том, что индивидуальная психика совершенно не имела гармоничную целостность. Напротив, она могла распасться при любом напоре неконтролируемых эмоций.
Подобные ситуации актуальны и сегодня. Любой из нас может утратить свою индивидуальность, поддаться настроению, потерять благоразумие и память о важных вещах в своей жизни. Конечно, существует самоконтроль, но не каждая личность способна овладеть этим навыком. Нам может казаться, что мы полностью контролируем себя, а фактически этого не происходит.
Юнг считал, что даже высокий уровень цивилизации не дал человеческому сознанию достичь уровня неразрывности. Наше сознание уязвимо и подвержено фрагментации. Но если личность может изолировать часть разума, это безусловно ценный навык. Это позволяет сконцентрироваться на одном важном событии, отключить все, что может помешать концентрации. Но вопрос заключается в следующем: происходит ли это осознанно или спонтанно. При первой ситуации – это достижение цивилизации, во второй – первобытная «потеря души» или невротическая патология.
Связь символов с понятиями и знаками
Юнг рассматривал различия между понятиями и символами, знаками и символами. Ученый считал знак меньше чем понятие. Символ же являлся больше, чем значение, очевидное и первое приходящее на ум. Юнг рассматривал символ как естественный продукт, который спонтанно возникает. Ни одна рациональная мысль, которую получили при помощи логического умозаключения, не может принять символическую форму. Символы могут также возникать во время снов.
По мнению Юнга символы могут появляться не только во снах, но и в любых психических проявлениях. Ученый выделяет символические мысли, чувства, ситуации и действия. Бывает так, что даже неживой объект взаимодействует с подсознанием, и в результате этого возникают повторяющиеся символические ситуации.
Существуют символы психологии по происхождению и сущность не индивидуальные, а коллективные. Это в большинстве случаев религиозные образы. Для верующего такой символ носит божественный характер. Для скептика – это выдуманная история. В этой ситуации правды нет ни за первыми, ни за вторыми.
Частично верная позиция скептиков в том, что религиозный символ и его концепция тысячелетиями была объектом работы, которая стремилась его усовершенствовать. Верующие правы в том, что первоисточник максимально скрыт в прошлом, что в свою очередь порождает теории нечеловеческого происхождения. На самом деле, это коллективные представления, которые порождены первобытными снами и творческой фантазией. В итоге это спонтанно и непреднамеренно возникшие проявления, которые не были никем специально придуманы.
Два разных человека могут видеть одинаковые сны. (Клинической практикой доказано, что такие случаи происходят часто.) Но если один из двоих, которым приснился одинаковый сон, молод, а другой нет, то проблемы, которые их беспокоят, будут не одинаковыми, а это ведет к разному толкованию одного и того же сна.
Юнг считает, что человеку необходимо культивировать мысли, не поддающиеся доказательству, и на это есть причина. Мир устроен таким образом, что человек всегда ищет идеи и убеждения, в которых он находит смысл жизни. Когда человек понимает, ради чего он живет, он может преодолеть самые большие трудности. И когда все сложные ситуации преодолены, человек может разочароваться, узнав, что смысл всех его действий не оправдан.
И тут важное значение играют религиозные символы. Их основная роль состоит в том, чтобы жизнь людей приобрела смысл.
Человек верующий, ощущающий глубокий смысл существования на Земле, находится выше психологии исключительного потребления. Так, если бы святой Павел думал, что он исключительно странствующий ковровщик, в его жизни ничего бы не произошло. Но он был уверен, что является посланником Господа, и это наполнило его жизнь смыслом. Миф, который овладел им, выделил Павла из ряда простых ремесленников.
Если рассмотреть любой подобный миф, то мы найдем в нем множество невыдуманных символических деталей. Если рассматривать миф о богочеловеке, то, скорее всего, его появление произошло за много времени до рождения Иисуса. А его самого просто захватил этот образ. Именно вера вырвала его из обыденной жизни в Назарете.
Символы служат непривычным направлением для нашего сознания, так как связаны либо с бессознательным, либо с частично осознанным. Для людей, обладающих точным умом нет ничего хуже символических идей, так как они идут вразрез с логическим мышлением. Такие ситуации бывают в психологии не только с символами, но и аффектами или эмоциями, которые практически невозможно точно определить. Причина, по которой возникают трудности, одинаковая для обоих случаев — вмешательство подсознания.
Символы в религии
Рассмотрим широко известные символы. Христиане используют символ креста, в котором есть многосмысловая нагрузка. Если крест ставится в тексте по имени человека, это говорит о том, что человек умер. Символ фаллоса в индуистской религии – всеохватывающий символ. Но если вы встретите на улице мальчика, который рисует на стене фаллос, то это будет исключительно проявлением повышенного интереса мальчика к своему пенису. Учитывая частые случаи продолжения детских и юношеских фантазий уже во взрослом возрасте, сны бывают явно сексуального характера. И было бы неправильно воспринимать их как-то иначе.
Данный символ – это не непристойное иносказание, также как и крест не является исключительно символом смерти. Тут определяющую роль играет личность человека, которой снятся эти образы.
Естественные и привнесенные культурой символы
Юнг делит символы на естественные и привнесенные культурой. Корни естественных символов лежат в подсознательном содержании психики и являются бесчисленными вариациями основных архетипических образов. Историю таких символов можно проследить до идей и образов, которые встречаются в древних источниках.
Символы культуры необходимы для выражения вечных истин, так было с самых ранних времен и в настоящем времени многие религии их используют с этой целью. Сегодня они являются коллективными образами, которые приняла цивилизация.
Данные символы стали частью нашей культуры и сохранили важный заряд своей начальной «магии». Многие люди испытывают от них большой эмоциональный отклик, так как в них есть сходство в манере убеждения с предубеждениями. Психологи принимают эти символы во внимание, несмотря на их нерациональность.
Антропологи посвятили много работ, раскрывающих процессы при которых общество дикарей сталкивается с современной цивилизацией. Дикарь утрачивает интерес к жизни, рушится его привычный уклад, происходит моральное опущение. Юнг считал, что наше общество находится в похожей ситуации. Но мы так и не прошли процесс осознания потери, так как наши духовные руководители были заняты охраной институтов своей власти, а не изучением глубин религиозной символики.
Воздействие архетипов на ощущения
Сегодня часто упоминается термин «материя», описываются ее качества, проводятся лабораторные исследования, демонстрирующие ее отдельные свойства. Но само по себе слово остается безжизненным, исключительно интеллектуальным понятием, которое не имеет для общества никакого психологического значения. В древности же материя понималась совершенно иначе. Ей были присущи эмоциональные чувства, она представляла образ Великой Матери, которая воплощала Мать-Землю. Также и Дух, который являлся Отцом всего существующего, теперь предстает в качестве интеллекта и сведен до совсем не выдающихся масштабов. Из этого можно сделать вывод, что огромное эмоциональное поле, которое содержалась в формуле «Отче Наш», исчезло в интеллектуальном пространстве.
Эти архетипические образы находятся в начале двух противоположных систем Востока и Запада. Но общество этих двух полюсов не понимает, что не существует колоссального различия между названиями принципов мироздания. В древние времена этим образам поклонялись при помощи различных ритуалов, чем выказывалось психологическое значение для общества. Сегодня это абстрактные, отвлеченные понятия. Развитие наук убивало в нашем мире человечность.
Человек ощущает чувство изоляции в космосе, когда его связь с природой разорвана, а эмоциональное подсознательное единство с природой потеряно. Природа утратила свое символическое значение. Гром больше не воспринимается как голос недовольного Бога, молнии не являются орудиями его возмездия. В реках больше не живут водяные, деревья не обладают жизненной силой, змея больше не символ мудрости, а горная пещера больше не обитель великого демона. Камни, растения и звери больше не говорят с человеком. Наше общество потеряло связь с природой, разорвана глубокая эмоциональная энергия. Юнг называл это временем связи с космосом, и оно ушло. И сегодня эта потеря компенсируется снами, которые мы видим. В них мы возвращаемся к нашей первозданной природе, следуем ее инстинктам и образу мышления.
Современный человек представляет из себя синтез характерных свойств, которые были приобретены им в разные стадии многовекового процесса умственного развития. Если посмотреть на это критически, то можно увидеть, что скептицизм и научные знания очень тесно связаны с древними предрассудками, стереотипами в мыслях и чувствах.
Вот так сегодня выглядит современный человек, который создает символы. Для верной их интерпретации важно узнать природу их появления: это исключительно личные переживания и опыт, либо при помощи сна они были извлечены из хранилища общечеловеческого знания.
Этот пример раскрывает воздействие архетипов на наши ощущения посредством образов и эмоций, которые неразрывно связаны между собой. При отсутствии одного из элементов не возможно существование архетипа. Образ сам по себе – это слово-изображение, которое не наполнено смыслом. А при наличии эмоций в образе появляется психологическая энергия, значимость и динамика.
Только проанализировав жизнь определенной личности, можно истолковать архетип, который ей встретился. Так, набожный христианин будет воспринимать символ креста, скорее всего, в христианском значении. Но нельзя утверждать, что символ креста имеет только одно значение.
Личность, которая не может найти особенности в восприятии архетипов, склонна смешивать мифологические понятия, разно комбинируемые друг с другом. Такой человек может сделать совершенно любой неверный вывод. Любой умерший человек представляет собой абсолютно одинаковый химический состав, что не скажешь о живом. Архетип оживает в тех случаях, когда человек имеет желание разобраться в его значении.
Бесполезно использовать слова, не имея представления об их значении. Это применимо к таким архетипам, как Анимус, Анима, Великая мать, мудрец и т.д. Следует собрать данные о святых, пророках и других личностях, которые посвятили свою жизнь служению Богу, либо обо всех значимых материях, которые когда-либо существовали. Но человеку, не разбирающемуся в данном вопросе, не следует рассуждать о них. Его речь в данной ситуации будет лишена смысла и содержания. История о перечисленных святых людях будет содержательной исключительно в случае, когда человек, рассказывающий о них, будет разбираться в теме и испытывать трепет и интерес к теме. В такой ситуации человек поймет, что главную роль в данной ситуации играет взаимодействие слов и эмоций, которые испытывает человек, рассказывая историю.
В этом ключе функция наших снов, заключающаяся в генерации символов, будет попыткой довести первобытный разум к нашему сознанию, которое является по отношению к нему более совершенным состоянием. Раньше первобытный разум было невозможно подвергнуть критическому осмыслению, так как не существовало нашего сознания.
Но, так или иначе, можно предположить, что подсознание сохранило в себе первобытные свойства, которые характерны изначальному разуму. Именно к этим свойствам и возвращаются наши сновидения. При этом создается впечатление, как будто наше подсознание хочет нас вернуть к знаниям, от которых наш разум освободился во время эволюции. Это различные фантазии, иллюзии, ряд основных инстинктов и т.д.
По этой причине человек может столкнуться со страхом или неприязнью при проявлениях его подсознания. Реликтовое содержание подсознания наполнено мощным зарядом, который может вызвать не просто беспокойство, а ужас. При подавлении этих содержаний, человек более склонен к появлению неврозов. Стремление сознания узнать о первичных формах разума похоже на стремление человека, который находился определенное время без сознания и обнаружил пробел в памяти, вернуть потерянные воспоминания из детского периода.
Поэтому человек, который никогда не занимался профессиональным изучением природной символики, не может быть хорошо осведомленным в области психологии. Подобно тому, как специалист по микробам, который никогда не держал в руках микроскоп, не может считаться профессионалом в своей области. Но следует отметить, что глобальная недооценка человеческой души способствовала тому, что ни одна религия, наука или философское учение не смогли полностью разобраться в вопросе.
Благодаря тому, что сегодня мы анализируем символы, образы и мифы, которые дошли до нас издревле, переосмысливается история первобытных времен. Сегодня мы понимаем, что максимальную важность составляют не исторические события, а следы, которые мы находим. Это рисунки, изваяния, языки и храмы, которые рассказывают нам о древних верованиях. Также ряд символов вы узнаем от филологов и историков, занимающихся вопросами религии, которые переводят верования на язык, понятный современному человеку.
Было отмечено, что в ходе Второй мировой войны возрос интерес к произведениям Гомера, Толстого и Шекспира. Человечество заново читало и открывало для себя те отрывки, в которых отражалось вечное архетипическое значение военных действий. Сражения у стен Трои совершенно отличались от битвы Бородино. Но, следует отметить, что писателю подвластно выйти за пределы времени и локации при отражении универсальных тем. Процесс чтения захватывает человека, по причине того что темы имеют символическое значение.
Воздействие символов на человека
Символы могут быть разными при оценке их по виду воздействия. Некоторым людям необходимо пробуждение, то есть инициация, которая проникнута дионисийским «громовым ритуалом». Для другой группы людей важно смирение или подчинение, достигаемое определенным оформлением пристройки к храму. Это характерно культу Аполлона в Греции позднего периода. В полном посвящении существует два аспекта, которые отражены в древних текстах и жизнях людей. Но совершенно однозначно, можно сказать, что основная цель посвящения заключается в приручении дикой юношеской природы. Исходя из этого, не учитывая жестокость обрядов, которые предназначены для осуществления поставленной задачи, инициация является облагораживающим и одухотворяющим явлением.
Есть символика и другого характера, которая относится к ранним священным традициям. Эта символика связана с переходными этапами в жизни личности. Предназначение данных символов не во включении посвященного в определенную религиозную доктрину, а в удовлетворении потребности личности в освобождении от неизменного, завершенного состояния. Иными словами, это трансцендентное преодоление любой заданной модели и шаблона существования в процессе продвижения личности к следующему более зрелому и высокому этапу развития.
У ребенка чувство завершенности сохраняется до первого проявления самосознания. Взрослый человек испытывает это чувство посредством соединения сознания и подсознательного содержания разума. Этот синтез Юнг назвал «трансцендентной функцией души», благодаря которой личность достигает своей самой высокой цели: полной реализации потенциального своего индивидуального Я.
Исходя из этого, символами трансцендентности являются символы, олицетворяющие усилия личности в достижении этой цели. При их помощи содержимое подсознания становится доступным осознающему разуму.
Данные символы могут быть разнообразными по форме. Вне зависимости от места встречи с ними, будь то история или сны современного человека, которые происходят через переломную стадию жизни, — везде мы будем чувствовать их значение. Самым архаическим уровнем данной символики является тема Плута. Но сейчас этот образ уже не рассматривается необузданным и жаждущим выглядеть героем, как мы обозначили его ранее. Теперь он шаман-знахарь, который имеет ряд магических знаний. Его полет интуиции характеризует его как первобытного мастера посвящения. Могущество Плута в его способности, при которой он может покинуть свое тело и летать во Вселенной как птица. В данной ситуации птица – максимально подходящий символ трансцендентности. Ведь в птице есть олицетворение особой природы интуиции, которая действует через медиума.
Очень часто во снах встречается символ, который передает трансцендентное освобождение. Это путешествие в одиночестве, либо паломничество, которое становится для личности духовным странствием. В этом путешествии человек обретает знания о сущности смерти. Но смерть в данном случае предстает не как последний страшный суд, а как путешествие освобождения, искупления и самоотречения, которое осуществляется под руководством духа сострадания. Данный дух чаще имеет женское воплощение – «властительница», которая олицетворяет Аниму (высшую женственность) или Гуань Инь, которая используется в китайском буддизме, или Софию, использование образа которой происходит в христианско-гностической доктрине.
Данная символика может быть не только в полетах птиц или путешествиях в необитаемые края, но и в любом сильном поступке, которые олицетворяет освобождение. В период жизни человека, когда он сильно привязан к семье, похожее состояние испытывается в момент посвящения, в ситуации когда стоит острая необходимость принятия самостоятельного решения в важном вопросе своей жизни. Т. С. Элиот раскрывает данный момент в своей книге «Бесплодная земля».
Существует определенная сложность в понимании значений символов, которые пришли из далекого прошлого, современным человеком. Еще большую сложность составляет процесс увязания наших текущих проблем с древним конфликтом между символами привязанности и освобождения. Но помощь здесь заключается в понимании того, что изменяется только специфическая форма данных древних принципов, а не их психическое значение.
Можно рассматривать птицу как символ избавления или освобождения. Но в сегодняшней ситуации можно также представить реактивный самолет или космический корабль в том же значении, так как они являются физическим воплощением того же трансцендентного принципа, который освобождает нас хотя бы на маленький период от гравитации. В такой же степени древние символы привязанности, которые давали раньше защиту и стабильность, сегодня могут проявляться в поиске современного человека экономического благополучия и социальной безопасности.
Навигация по статьям