Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Основные положения теории социального обмена
Содержание:
- 25 августа 2023
- 10 минут
- 2030
Теория социального обмена распространилась преимущественно на Западе.
Эта теория акцентировала внимание на мотивах, определяющих взаимодействие людей в аспекте экономических отношений, касающихся обмена товарами.
Теоретики концепции социального обмена рассматривали в качестве предмета обмена материальные и духовные ценности. Именно обмен этими ценностями во всех сферах общества, по их мнению, образует социум.
Изучение механизмов социального обмена способствует объяснению социальных взаимоотношений в обществе.
Теория обмена была задумана в качестве попытки применения принципов и правил исследования бихевиористской психологии в сочетании с другими идеями к социологическим задачам познания сущности социального. При условии, что теория обмена была артикулирована научным сообществом достаточно давно, вершина её развития и актуальности приходится на 50-60 гг ХХ века и связана с именем Джорджа Хоманса и Питера Блау.
Теория социального обмена Дж. Хоманса
Дж. Хоманс (1910-1989) – выдающийся американский социолог, автор работ Человеческая группа" (1950), "Социальное поведение и его элементарные формы" (1961), "Природа социальной науки" (1967) и других.
Основное влияние на него оказали взгляды В. Парето и Т. Парсонса. Хоманс критиковал теорию социального действия и выявил закономерности в поведении людей, которым соответствуют разные типы социальной организации.
Концепция Хоманса представляла собой реакцию на кризис методологии, который возник в Америке после войны.
Хоманс пытался объяснить, как поведение индивида с присущими ему психическими особенностями помогает сохранению устойчивых социальных структур.
Социолог долгое время наблюдал за непосредственными контактами между индивидами в малых группах на промышленных предприятиях. Это позволило ему выявить некоторые закономерности поведения людей в малых группах. Так, Хомансом была выявлена зависимость взаимной симпатии в группе от частоты общения индивидов. Такой же причиной социолог обозначал сходство поведения и проявление чувств у членов малой группы.
Универсальным стимулам, определяющим мировое движение, по мнению Хоманса, являются личные интересы.
Социолог изучал элементарные формы социального поведения. Он определил детерминирующие особенности социального поведения в психологии человека. Так же он применял методы психологического направления бихевиоризма в социологии.
Центральным определением социологии Хоманса является понятие социального действия.
Предмет обмена – то, что имеет социальную ценность.
Ценность отдельной личности состоит из качеств, подлежащих обмену.
Но в сущности равных обменов не существует, что приводит к социальному неравенству.
Согласно Дж. Хомансу, поведение человека обусловлено вознаграждениями, которые человек получал за свои поступки в прошлом. Так, социологом были определены принципы вознаграждения:
- Частота повторений определенного типа поведения зависит от частоты вознаграждений. Другими словами, чем больше вознаграждается какой-то тип поведения, тем чаще он будет повторяться.
- При вознаграждении за определенные типы поведения при определенных условиях, личность пытается воссоздать эти условия.
- Чем выше вознаграждение, тем больше усилий готов затратить человек ради получения этого вознаграждения.
- Если потребности человека близки к насыщению, то он будет прилагать гораздо меньше усилия по их удовлетворению.
Таким образом, исходя из данных положений, Хоманс объясняет функционирование всех социальных процессов.
Обмен вознаграждениями и наказаниями составляет основу социального действия, а человеческое поведение выполняет функцию платежа.
Теория Хоманса была подвергнута критики, согласно которой представленная теория не может объяснить функционирование социальных объектов на макроуровне.
Теория обмена П. Блау
П. Блау (1918-2002) - австро-американский социолог, ученик Дж. Хоманса, автор работ "Динамика бюрократии" (1955), "Обмен и власть социальной жизни" (1964).
Однако в отличии от своего учителя Дж. Хоманса, социолог акцентировал внимание не на психических мотивах поведния, а на социологических взаимодействиях в разных типах социальных структур.
Основным отличием теории Блау от теории Хоманса является то, что у П. Блау отношения обмена сразу институализируются.
Социальная жизнь – это «базар», на котором акторы взаимодействуют между собой для того, чтобы получить наибольшую выгоду.
П. Блау определил следующие законы обмена:
- Чем большую выгоду ждет человек, тем больше возрастает вероятность осуществления определенной деятельности.
- Чем большим количеством вознаграждений люди обменялись между собой, тем больше вероятность следующих актов обмена.
- Чем чаще нарушаются взаимные обязательства при обмене, тем меньше становится роль негативных санкций (наказаний).
- При приближении момента вознаграждения ценность деятельности падает, а вероятность ее осуществления значительно снижается.
- Чем больше осуществляется отношений обмена, тем больше вероятность того, что обмен будет управляться нормами "справедливого обмена".
Блау экстраполировал законы обмена на взаимодействия между организациями и иными социальными структурами. В их отношениях обмен косвенный, поэтому носит опосредованный характер. В него активно "вмешиваются" факторы нормативности и контроля. Такая интерпретация предоставила возможность Блау перевести трактование обмена с микроуровня на мезоуровень.
П. Блау определил следующие виды вознаграждений:
- деньги;
- социальное одобрение;
- уважение;
- уступки.
Самое высокое вознаграждение получают те, кто имеет власть. Именно поэтому социальные группы структурированы по принципам иерархии власти, престижа, одобрения и т.д.
Властные отношения формируют в группе две силы: с одной стороны - стремление к интеграции, с другой стороны - тяготение к оппозиции и конфликту. Основным источником конфликта выступает дисбаланс в отношениях обмена, вытекающий из неравного отношения различных ассоциаций к обладанию ресурсами.
Конфликт, по П. Блау, - источник изменений, уточнения нормативности и ценностей.
Социальные структуры трактовались социологом как многомерное пространство, которое образуется линиями дифференциации. Он характеризовал их как входящие друг в друга серии последующих уровней все более широкого масштаба. Приведем пример. Структура трудового коллектива имеет непосредственную социальную среду - условия в подразделении организации, где они работают. В структуре фирмы такое непосредственной социальной средой будут являться условия рынка.
Блау пытался интегрировать теорию обмена и социальной структуры в контексте социального взаимодействия.
Теория обмена сама по себе не может объяснить сложные социальные структуры. Так же и теория социальной структуры в отдельности не в состоянии объяснить многие отношения и процессы в обществе, т.к. она лишена аналитических возможностей характеристики поведения людей.
П. Блау очертил две "картины" социального анализа.
- Первая картина - результат использования теории обмена для анализа микропроцессов, которые связаны с межличностным взаимодействием.
- Вторая картина –активное применение теории социальной структуры для характеристики макропроцессов общества. Здесь основной проблемой является глубина и плотность связи между названными уровнями анализа.
Подводя итог, важно отметить, что теоретический и практический ресурс теории социального обмена на сегодняшний день полностью не исчерпан. Социальный обмен пронизывает повседневную социальную жизнь людей. Социальный обмен
определяет различные уровни социального взаимодействия, выступает в качестве реальных и идеальных моделей поведения.
Навигация по статьям