Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Социальные группы. Типология социальных групп
Содержание:
- 25 июля 2023
- 16 минут
- 267
Во всех науках об обществе принято выделять различные классификации групп, выделенные исходя из разных оснований.
Разделение групп по характеру контактов
По характеру контактов (опосредованные либо непосредственные). Данные группы принято разделять на первичные (в которых людей связывает тесная, личная, непосредственная связь) и вторичные (в которых характер отношений между людьми становится обезличенным, и отношения эти необходимы лишь для достижения определенных конкретных целей).
Для того, чтобы первичная группа была сформирована, необходимо обращать внимание на ее размер – она должна быть небольшая, это необходимо в качестве залога для обеспечения людей потенциальной возможностью к формированию тесных, частых и долговременных межличностных отношений, совместно с более тесным знакомством с целью создания конкретного мнения друг о друге.
Первичные группы выступают в качестве важнейшего фактора, который обуславливает и опосредует процессы социализации индивида на начальном этапе (в период раннего детства), являясь при этом определенного типа связующим звеном между отдельным человеком и целым обществом, обеспечивая при этом передачу ценностных норм, установок и правил, которые приняты в конкретном обществе.
Так, величайшим российским психологом Л. С. Выготским, система социализации ребенка на ранних этапах развития была обозначена в контексте взаимодействия «ребенок – общественный взрослый», автором при этом подчеркивалось, что родители, в процессе взаимодействия с ребенком являются не только носителями определенных индивидуальных параметров, но также выступают и в качестве трансляторов всего накопленного культурного опыта.
Помимо этого, в первичных группах происходит также процесс удовлетворения базовых потребностей личности, которые заключаются в поддержке, принятии и создании чувства благополучия и безопасности.
При первичном рассмотрении, удовлетворение потребностей в принятии и любви, как потребностей социального характера кажется не особенно необходимым в контексте обеспечения физических потребностей, необходимых для выживания личности, среди которых можно выделить утоление жажды и чувства голода. Однако это является не вполне верным. Это можно доказать, если в качестве примера привести один исторический факт.
В фашистской Германии процветала идея осуществления эксперимента, в котором стало бы возможным создание «идеальных людей», которые соответствовали бы всем параметрам в представлениях о представителях «высшей расы». За процессы воспитания и обучения таких людей государство брало ответственность на себя, однако для этого было необходимо предоставление «биологического материала».
В качестве такового было отобрано несколько женщин и мужчин, которые идеально подходили на эту роль с точки зрения медицины. Потомство, полученное от этой выборки, которое также обладало идеальными показателями биологического здоровья, с самых первых дней жизни было отлучено от родителей и помещено в дома малютки, где, согласно замыслу, процесс ухода и дальнейшего воспитания за ними должны были осуществлять люди, обладающие специальными знаниями в этой области.
Однако данный эксперимент был обречен на провал, поскольку в домах малютки, подопечными которых являлось большое множество детей, невозможным было организовать обеспечение для каждого из детей должного уровня нежности, ласки и заботы, которая обеспечивает для своего ребенка мать в родной семье.
При планировании данного эксперимента этот факт не был принят во внимание, в результате чего, абсолютно здоровые с биологической точки зрения дети заболевали, что привело к их частичной гибели, а часть из этих детей выросло с недостаточностью умственных способностей.
Данный паттерн был назван «госпитализмом», в нем наглядно демонстрировалась значимость того, что для обеспечения полноценных форм жизнедеятельности ребенка необходима психологическое воздействие в виде любви и заботы, которое является не менее значимым, чем физический уход и здоровое питание.
Разделение групп по отношению к человеку
В отношении человека, группы могут быть разделены на внутренние (те, к которым принадлежит человек и с которыми он сам себя идентифицирует) и внешние (те, к которым человек не принадлежит и с которыми у него не существует идентификации). Данные группы обуславливают разделение людей на категории «Они» и «Мы».
В этом разграничении людей на «чужих» и «своих» и содержится основа межгрупповых паттернов взаимодействия. Данная демаркация может становиться как причиной форм сотрудничества, так и причиной возникновения конкуренции.
Представленный выбор обуславливается тем, что в рамках общего коммуникационного процесса происходит привлечение как норм и ценностей, присущих своей группе, так и регуляторы деятельности другой группы, которые, вследствие недостаточной известности имеют низкое значение.
В данном случае, в качестве одного из важнейших инструментов, который способствует формированию определенного характера коммуникации выступает непосредственно паттерны групповой идентичности.
В случае, когда определенные паттерны и явления не совпадают с теми, которые приняты и используются в своей группе, возникает категория «чужих». В случае, когда в коммуникационных процессах начинают участвовать члены других групп, в восприятии другой группы, каждый из них всегда будет придерживаться позиции наивного реализма.
Каждый из членов группы будет придерживаться позиции о том, что стиль жизни, которого они придерживаются, является единственно возможным и правильным, а ценности, которые они применяют и используют – понятны и доступны для всех в одинаковой мере.
И только в случае столкновения с представителями иных групп, которое приводит к обнаружению того, что устойчивые поведенческие паттерны являются непонятными для остальных, человек может начать думать о причинах данного явления.
«Могу без лишней скромности заявить о том, что я имею определенное право рассказывать о том, что значит «быть иностранцем». Я же сам являюсь иностранцем. Более того, иностранцем я являюсь всю жизнь, даже не смотря на то, что первые двадцать лет собственной жизни и даже и не догадывался об этом.
Я был жителем собственной страны, в которой проживало огромное количество иностранцев, и не видел в своем поведении ничего странного, или диковинного. После этого я переехал в Англию – и, знаете, как я изумился, увидев происходящее?
Вот как все было на самом деле: определенное время назад, я вел плотное общение с одной юной особой, гордившейся тем, что она является англичанкой. В один день она задала мне вопрос, не стану ли я ее мужем? Я ответил отказом, пояснив его тем, что моя мать никогда не даст согласия на брак с иностранкой. Однако молодая особа взглянула на меня весьма удивленно, и с возмущением воскликнула: Я? Иностранка? Что за чушь! Я являюсь англичанкой, иностранец – это вы, вместе с вашей матерью.
– Даже находясь в Будапеште? – уточнил я.
– Везде, – с уверенностью ответила она. – У истины нет географии. Она одинаковая и в Англии, и в Венесуэле, и на Северном Полюсе, и в Венгрии.
До меня дошло, что эту теорию нельзя опровергнуть, при всей ее простоте. Я это осознал и был весьма опечален.
Стыдно быть иностранцем, и даже начинать спор на эту тему является бессмысленным занятием. Преступник может взяться за ум и стать полноценным гражданином общества. Преступник – да, но иностранец – нет. Если уж рожден иностранцем, значит таким и погибнешь, и ничего с этим нельзя сделать. Иностранец может впоследствии стать британцем, но он никогда не сможет стать англичанином.
<…>
Предупреждаю сразу, в Англии все перевернуто на изнанку.
В воскресный день, в любой из европейских стран любой человек, даже самый последний бедняк старается нарядиться и надеть свою лучшую одежду, он старается выглядеть более ухоженным, и вся жизнь страны кажется радостной и беззаботной.
В Англии, даже самые знатные и богатые люди, будь то даже автомобильные магнаты, надевает самую странную одежду, похожую на лохмотья, не причесывается не берет в руки бритвы, а картинка за окном меняется на унылую и блеклую.
В Европе не принято говорить о погоде, но в Англии, если ты не будешь каждые пять минут повторять одно и то же: «Чудный сегодня день, согласны ли вы со мной?» вас посчитают совсем себе на уме. Европейские газеты всегда выходят по понедельникам. Англия – страна с экзотическими обычаями выпускает их в воскресенье.
В странах Европы принято пользоваться вилкой, как совком. Но в Англии ее принято переворачивать и стремятся удерживать всю еду, в том числе и зеленый горошек на покатой стороне.
В европейских автобусах при подъезде его на затребованную остановку, кондуктор использует звонок, в случаях, когда остановка не требуется. В Англии, наоборот – если вы хотите, чтобы водитель остановил автобус – звоните в звонок.
В европейских странах к бездомным кошкам относятся так, как они этого заслуживают, исходя из их поведения, но в Англии всех кошек возносят и боготворят, словно находятся в Древнем Египте. В странах Европы люди предпочитают хорошо питаться, в то время как в Англии принято демонстрировать свои хорошие манеры, находясь за столом.
Европейских комментаторов обучают беглой и гладкой речи, в то время как Англичане будто бы заканчивают курсы по искажению дикции. Европейским образованным обществом активно цитируется Аристотель, Гораций и прочие философы, а приоритет отдается эрудированности, тогда как в Англии блеснуть эрудицией пытаются только самые необразованные жители, а о латинских и греческих авторах как будто бы никто вообще не слыхал.
На территории Европы нет ни одной страны, любого размера, которая хоть раз бы не попыталась заявить о себе, как о самой превосходящей на всем земном шаре, а Англия в течение всей истории своего существования вела войны с этими опасными идеями, при этом, никто и никогда не утверждал, кто на самом деле является высшей расой.
Европейцам присуще обидчивость и раздражительность, в то время как англичанами воспринимается любой факт с долей иронии и юмора, там на вас способны обидеться только если вы скажете человеку, что у него нет чувства юмора.
В странах Европы небольшая часть населения является преступниками, и небольшая – честными людьми, а все остальные находятся где-то посередине. В Англии же, очень маленький процент преступного населения, все остальные жители страны являются честными гражданами.
Многими европейцами признается, что жизнь является игрой, а вот англичане игрой называют крикет".
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в качестве одного из механизмов познания человеком окружающей действительности выступает групповая идентичность. Вместе с тем, она является отражением индивидуализированного отношения личности к той культурной общности, в которой протекает его жизнедеятельность.
Разделение групп по степени значимости для формирования жизненных ориентиров
Согласно степени значимости, в контексте формирования системы жизненных установок и поведенческих стратегий, особую значимость приобретает референтный тип групп. В данном типе групп представлены определенные группировки, которые выступают в качестве ориентира, на который опирается человек в процессе субъективной оценки себя и окружающих людей, а также в процессе индивидуальной системы ценностей и поведенческих моделей.
Референтными группами выполняются функции оценки и сопоставления с нормативными стандартами касательно поведения, в контексте этого происходит определение принципов и ориентиров для акцентирования необходимых качеств личности, совместно с привычками и системой притязаний.
Стрессогенное воздействие данных конфликтов будет усиливаться в ситуациях, при которых желание человека идентифицировать себя в качестве члена референтной группы сталкивается с неприятием его участниками в установленной референтной группе в качестве общего «Мы».
Данные формы неприятия зачастую ощущают на себе мигранты, которые, попав в новые для себя социокультурные условия, и которые становятся в силу своего желания и решения, либо волей случая изгнанными из прежних для себя групп в ситуацию, при которой люди – члены страны, в которую попал мигрант не желают идентифицировать его как равного себе.
Обостренное чувство конфликтности, совместно с его стрессогенным влиянием особенно ярко выражаются у беженцев, которые являются «вытолкнутыми» и «выброшенными» из привычных для себя условий существования.
При возникновении данных конфликтных условий существует два пути в дальнейшем развитии событий. Либо человек накапливает усиливающееся воздействие разрушительных стрессогенных последствий, которые в будущем могут становиться причиной развития психических и соматических расстройств (среди которых заболевания сердечно-сосудистой системы, астма, депрессивные состояния, алкоголизм, язва и прочие).
Либо, что является более вероятным, в случаях, когда недовольство начинает носить массовые формы, человек становится участником общественного движения в попытках продолжения борьбы за естественное право на необходимое ему признание. В случае, если события развиваются по второй стратегии, понимание референтной группы может связываться с механизмами социальной трансформации.
Навигация по статьям