Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Школы древнекитайской философии
Содержание:
- 26 марта 2023
- 23 минуты
- 1105
Философия в Китае зародилась в 1 тысячелетии до н.э. и обретает признание в эпоху Чжаньго или так называемый период "Сражающихся царств". Время с 403 до 221 гг. до н.э. принято называть "золотым веком китайской философии". Подтверждением служит тот факт, что в этот период свободно развивается сразу шесть школ древнекитайской философии:
- конфуцианство "жу-цзя"
- моизм "мо-цзя"
- школа закона "фа-цзя" (легизм, по-европейски)
- даосизм "даодэ-цзя"
- школа натурфилософии "инь-ян-цзя"
- школа имен "мин-цзя"
Интересен тот факт, что за позиции одной и той же школы, выступали мыслители, придерживающиеся разных мировоззрений. Хотя стоит отметить, что основные философские направления–идеализм и материализм сохранялись в первозданном виде.
В преобладающем количестве школ доминировала практическая сторона науки. Мыслители изучали житейские проблемы, нравственные отношения, проблемы, связанные c отношениями между людьми и подчинением старшим. Эти вопросы идут корнями к конфуцианству, моизму, легизму. Основные мировоззрения политико-этических учений этих направлений были несостоятельны или переняты в других школах. В основном из даосизма, поскольку именно это направление имело наиболее развитую философскую систему.
Зарождение и становление древнекитайской философии
Древнекитайская философия практически не имела системы. Не давал развиваться философской науке и древнекитайский язык. Затрудняло разработку философского слога и филологическая составляющая. Дело в том, что в древнекитайском языке отсутствовали суффиксы и флексии.
Говоря о философии в общем, то это – та нематериальная сфера человеческой среды, которой характерен определённый язык с включением в него всего сущего путём логично выстроенных понятий. Именно поэтому в этой части формирования древнекитайской философии были проблемы, которые наложили определённый след на её дальнейшее становление. Кроме того, влияло на развитие философии медленное формирование логики как науки. Страдал и рационализм мысли древнекитайских философов. Всё это происходило из-за отсутствия связи с разработками в области естественных наук. Хотя и они достаточно редко появлялись в Древнем Китае. Несмотря на всё вышеперечисленное, не стоит недооценивать роль древнекитайской философии в зарождении, развитии и становлении всемирной философии. Она навсегда останется одной из наиболее крупных составляющих данной науки.
Именно в древнекитайской философии описаны многие общественные проблемы того времени, которые актуальны и по сей день. Например, рассмотрение через призму философских знаний аспектов военного дела. Так, один из самых первых философских трудов, описывающий явления войны, появился именно в Китае. Это один из семи трактатов, который написал военный теоретик и полководец Сунь-Цзы. В своих трудах он сумел показать противоречия военного процесса, посредствам изучения способов ведения борьбы. Кроме того, чётко выделил законы, очертил предмет и содержание военной науки. Таким образом, смог выделить несколько составляющих, которые влияют на исход боевых действий. Здесь и психологическое состояние войск, и последовательные действия полководца, и организованность армии, а также время и местоположение. Исходя из всего вышеперечисленного, можно с уверенностью утверждать, что древнекитайская мысль носила общественный характер и имела широчайший подход к процессам природного уровня.
Появление конфуцианства как философии
Конфуций как деятель истории и философии появился 25 веков назад. Это время было достаточно сложным для Китая. Период длительных междоусобиц, межцарственных притязаний, нескончаемой борьбы за власть, когда основным желанием людей был мир, стабильность и порядок. Поэтому проблемы управления государством, отношений верхов и низов общества, нормы нравственности и морали стали стержнем конфуцианства.
Самыми известными именами в конфуцианстве были Кун-цзы, Сюнь-цзы и Мэн-цзы. Материалистическую и идеалистическую школы как раз и представляли после смерти самого Конфуция два последних.
Представители школ древнекитайской философии
Конфуций и конфуцианство
Конфуций как деятель истории и философии появился 25 веков назад. Это время было достаточно сложным для Китая. Период длительных междоусобиц, межцарственных притязаний, нескончаемой борьбы за власть, когда основными желаниями людей был мир, стабильность и порядок. Поэтому проблемы управления государством, отношений верхов и низов общества, нормы нравственности и морали стали стержнем конфуцианства.
Самыми известными именами в конфуцианстве были Кун-цзы, Сюнь-цзы и Мэн-цзы. Материалистическую и идеалистическую школы как раз и представляли после смерти самого Конфуция два последних.
Конфуций или на китайском Кун-цзы (551-479 гг. до н.э.) древнекитайский мыслитель. Имел прозвище Чжун Ни по родовым признакам своих родителей. Его отец был женат несколько раз, но ни одна из его жён не могла родить ему наследника. Когда мальчик всё-таки появился на свет ему дали имя Цю, по матери, и родовую фамилию Хун (Кун). Имя Кун-цзы закрепилось за ним гораздо позже, когда мыслитель обрел известность. На русский язык Кун-цзы переводится как учитель Кун, а Конфуций – это на латинский манер.
Кун родился в селении Цзоу, волости Чанлин, царства Лу. Его отец не был состоятельным человеком. Он принадлежал к сословию аристократов Дай Фу, но самого низшего ранга, его состояние было достаточно скромным. Поэтому Кун-цзы приходилось с самого детства много работать, чтобы помогать семье. Физический труд был для него не чужд. Благо он был крепок и вынослив.
В 19 лет Конфуций женился. Вскоре вместе с супругой из семьи Ци они становятся родителями наследника. Больше сыновей у Кун-цзы не было, рождались только дочери. Первенца назвали Ли, что означает карп. А всё потому, что в день его рождения правитель подарил его отцу живого карпа с прозвищем Бо Юй (бо – рыба, юй – старший). Сын Конфуция прожил 50 лет, и умер раньше, своего отца.
В 28 лет Кун-цзы впервые принимает участие в торжественном жертвоприношении в главном храме царства Лу. Это событие становится для него значимым, поскольку запоминая каждую мелочь, после он будет рассказывать всё это своим ученикам и учить их тому, что сам проповедует. Ритуал, который Конфуций увидел тогда в храме, он будет соблюдать всю свою жизнь. В это же время Кун берёт уроки игры на семиструнной лютне у Ши Сяна. Он был одним из самых известных музыкантов того времени Цюйфу.
Конфуций оценивал свой жизненный путь и выделял несколько этапов своего становления. В 15 лет он ощущал острую необходимость учиться, в 30 – утвердился как личность, к 40 – освободился от сомнений, а в пятьдесят – познал веление Неба, в 60 лет обрёл проникновенность, а в 70 – следовал желаниям сердца, не нарушая меры.
В пятидесятилетнем возрасте Конфуций занимает пост правителя города Чжунду. После возглавляет ведомство общественных работ и занимает место верховного судьи. Некоторое время ему покровительствует ван Дин-гун из могущественного семейства Цзи, царства Лу. За четыре года Кун-цзы приобрел при дворе высокое положение, однако, не выдержав пренебрежительного отношения государя к своей персоне, покинул царство Лу и уехал в царство Вэй.
В путешествиях по китайским царствам Конфуций провёл четырнадцать лет. За это время он смог многое проанализировать и сделать определённые жизненные выводы. Пробовал себя в творчестве, наблюдал за тем, как люди строят свой быт. Но всё же возвращается в царство Лу. Здесь он поистине был на своём месте. Его ждали. Ученики с заботой и вниманием относились к Кун-цзы. Записывали каждое его слово. В будущем эти беседы превратятся в книгу, основной труд Конфуция – "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). Эта книга была, есть и будет настольной книгой любого мало-мальски образованного китайца. После возвращения из своих странствий Конфуций также заканчивает работу над хроникой "Чунь цю". Приводит в порядок церемониальную музыку царства Лу и завершает редакцию "Пятикнижия.
Умер "Учитель десяти тысяч поколений" в 72 года от непродолжительной болезни в 479 г. до н.э. Место захоронения для Конфуция было отведено специальное: над рекой Сы, к северу от городских стен царства Лу. По древнекитайскому обычаю все ученики Кун-цзы оплакивали его три года и соблюдали траур.
Около могилы Кун-цзы со временем расположилось ещё около сотни домов его учеников и последователей. Они обосновались там семьями. Место получило название "Деревня Конфуция". Со временем вокруг могилы Конфуция стали хоронить и жителей поселения. Дом Конфуция позже превратился в храм памяти и паломничества. В нём сохранился первозданный облик, некоторые предметы быта, одежда. Сейчас это город Цюйфу в провинции Шаньдун.
Часто у Конфуция возникали конфликты с правителями Китая. А всё потому, что его взгляды на общественную жизнь, нравственность и принципы правления в государстве не совпадали. Чаще всего гуманистические взгляды Кун-цзы шли наперекор деспотичным правителям. В 213 г. до н.э. правитель Цинь Шихуандинь приказал сжечь все сочинения Конфуция, а его последователей (420 человек) похоронить живьём. Однако этот факт не помешал тому, что на протяжении более двух тысяч лет конфуцианство является основной и официальной идеологией Китая.
Мэн-цзы – последователь Конфуция
Мэн-цзы является представителем древнекитайской философии, мыслитель, ученик Кун-цзы. Жил в 372-289 гг. до н.э. Мэн-цзы и Конфуций были как Платон и Сократ. Основные идеи Мэн-цзы отражены в его одноимённой книге. Состоит она из семи глав. В ней автор усиливает учение Конфуция о Небе как безличной объективной необходимости, судьбе, стоящей на страже добра. Более того он внес новые идеи об отражении воли неба в воле народа. Это принято понимать как некий демократизм. Он говорил о том, что мироздание состоит из ци, подразумевая жизненную энергию и силу. Они должны быть подчинены разуму. "Воля – главное, а ци – второстепенное. Укрепляйте волю и не вносите хаос в ци." Учениям Мэн-цзы характерны мысли о том, что человек добр от природы.
Сюнь-цзы – ученик Конфуция
Сюнь-цзы жил в III в. до н.э. Также древнекитайский мыслитель. Он был хорошо образован и являлся последователем Конфуция. Автор книги "Сюнь-цзы". О нём говорят как о материалисте. Основой его учения были представления о том, что небо не наделено какими-то сверхъестественными силами, а в природе всё происходит по законам самой же природы. Мыслитель базировался на концепции ци – первоматерии, или материальной силы, которая обладает двумя формами: ян и инь; мир существует и развивается в согласии с естественными причинами. По теории Сюнь-цзы нужно полагать, что от человека в его жизни зависит, например, богатство или бедность, счастье или горе, здоровье или болезни, порядок или хаос.
Особенности конфуцианства
Взгляды Кун-цзы достаточно своеобразны. Основные аспекты учения переданы в его книге "Лунь юй". Кроме этого сохранилось множество записей его учеников, например Цзыгуна. Разберемся, в чём же особенность учения Конфуция. В его трудах и взглядах странность имеет отсутствие определённой системы и противоречивость взглядов. Его труды скорее походят на список нравоучений, в котором выделить философский смысл достаточно трудно.
Кун сам признавался, что только к тридцати годам сформировал собственное сознание и смог выделить основные аспекты развития. Китайский исследователь Куан Ямин связывает это с тем, что именно к этому возрасту Кун-цзы получил образование жу, что значит знаток обрядов, истории и календаря. В это время Конфуций освоил достижения древнекитайской культуры и смог приступить к редактированию "Пятикнижия" - цзинов. Он был убеждён в незыблемости чжоуской традиции, которая имеет непреходящее значение. Считал, что именно это позволит защитить мир от беспорядка и смуты.
Этико-философское мировоззрение Конфуций сформировал под воздействием концепций жэнь, что значит "гуманность", "человеколюбие" или "правила", "этикет". Согласно этому учению, Ли – это высшее проявление жэнь. Кун-цзы связывал образ идеального человека именно с ли, то есть с гуманностью и чувством долга. Согласно его взглядам о космической и социальной справедливости, Кун-цзы построил теорию о том, строгая иерархическая система должна полностью пронизывать собой космос и социальную сферу как единое целое. Поэтому Конфуций выступал за полную преданность и приверженность строгой иерархии. Например, простолюдин был подчинён чиновнику, чиновник – правителю, правитель – космосу. Именно такая система могла сохранить гармонию во вселенной. Исходя из этого, Кун-цзы соединял в единое целое два почти несовместимых понятия "власти" и "справедливости". Потому что считал, только в единстве осуществится воля Неба. А небо – это высшая сила. Оно наблюдает за справедливостью на земле и следит за соблюдением правил социального равенства. Это представление обыденно для Китая.
По-своему Кун-цзы относился и к вопросам правления в стране. Главное – нравственный пример, который подают свыше тем, кто ниже по рангу и принадлежности. Правитель должен следовать дао, тогда у народа нет причин на роптание. Принуждение и насилие – не способ управлять, а вот собственный образец – это то, что необходимо, по мнению Конфуция. Он первым в истории Китая стал говорить о том, что все люди одинаковы и имеют свои права. Именно этот его тезис имеет особую силу в Китае и до сих пор. Потому как любой человек имеет право заниматься праведными делами, независимо от своего происхождения.
Конфуций о нравственности
Нравственность в понимании Кун-цзы заключается в том, чтобы человек следовал правильному пути. Если он хочет жить в согласии с собой, с другими людьми и миром, ему необходимо помнить о понятиях "взаимность", "человеколюбие", "золотая середина". Именно так человек сможет жить счастливо. "Благородный человек думает о долге, низкий заботится о выгоде", - так проповедовал Кун-цзы.
Конфуций очень любил книги и буквально преклонялся перед ними. Особое внимание он уделял Шу-цзин или Книга истории. Кун-цзы говорил, что в ней можно найти вдохновение, расширить свой кругозор, а также найти ответы на вопросы о том, как сдерживать гнев или злобу. Кроме этого в книге рассказывается о том, "как дома надо служить отцу, а вне дома – государю".
Конфуций о социальных проблемах
В социальной жизни Кун-цзы брал за основу знание. Он говорил: "Знать – значит знать людей". Он практически не интересовался природой и считал, что это удел земледельцев и ремесленников. Он не пытался докопаться до истины в вопросе природы, думая, что это необходимо тем, кто в непосредственной близости с ней.
Ключевым аспектом учения Конфуция является ритуал. Именно в нём объединяется всё вышеперечисленное. То, чем ритуал наполнен, как соблюдается и исполняется – является наиважнейшей частью бытия. Кун-цзы ещё в достаточно юном возрасте впервые увидел, принял участие и запомнил всё до мелочей, что касается ритуала. Поэтому в последующей жизни он делал всё досконально точно и правильно. Это проповедовал и среди своих учеников. Поэтому подчинение в конфуцианской традиции есть ни что иное, как исправление. Здесь подразумевается исправление себя. Благодаря этой идее, наверное, Конфуций и стал отцом китайской традиции. Ведь он на собственном примере показывал, как нужно подчиняться всеобщему порядку, в одинаковой степени принимать человека и природу. Более того, был непоколебимо убеждён в том, что этот порядок один для всех и не может быть нарушен ни в коем случае.
Мыслитель говорит, что ритуал – это музыкальная настроенность души на глубину жизни. Когда человек настроен правильно, он сможет полностью погрузиться в ритуал и сделать всё верно. Так же и в жизни, выполнение правил бытия поможет пройти жизненный путь в согласии с миром и Небом. Конфуций говорил: "Кто утром слышит о Пути, тот может вечером и умереть спокойно".
По сей день уже в XXI веке учение Конфуция уважаемо в Китае. Страна ставит перед собой задачу перейти к "экономике знаний", а значит продолжать развиваться и дальше становиться инновационной державой. С этой точки зрения, именно конфуцианские обычаи дали китайцам неоспоримое преимущество. Потому как уже более двух тысячелетий китайцы искренне веруют в то, что только знания дают человеку путь в жизнь. Только учение может повысить положение человека в обществе. Издревле и до настоящего времени в Китае используют специальные тесты, которые основываются на знании конфуцианских текстов. При приёме на работу, на военную службу или при поступлении в учебные заведения претенденты обязаны показать свои знания главной религии и их применить на практике.
Даосизм и его основы
"Даодэцзин", что означает "Книга о дао и дэ", то есть о законе и добродетели. Эта книга является главным трудом древнекитайской философии даосизма. Если говорить об основном отличии даосизма от других учений, то в корне он разнится с ними тем, что особое внимание уделяет не проблемам человека и общества, а как раз-таки становлению вселенной, устройству бытия и небытия, устройству вселенной и пр. По преимуществу конфуцианство, легизм и моизм скорее этико-политические учения, в свою очередь даосизм абстрактно-философское. Его появление связывают с именами Лао Дан и Лао-цзы. Последний являлся старшим современником Конфуция.
Лао-цзы – личность овеянная легендами. Доподлинно неизвестны годы его жизни. И то, что именно он является создателем даосизма нельзя считать достоверной информацией. Но есть версия, что даоское учение, это совместный труд нескольких групп даосов. Поскольку в писании содержатся противоречивые взгляды на конфуцианство и легизм, можно полагать, что Лао-цзы не является её автором.
Основные положения дао
Основой учения дао является первоначало или всеобщий закон мироздания. Дао – это закон всех вещей, ему подчиняется всё вокруг и природа, и жизнь людей. В свою очередь дао вместе с ли образует всё сущее. Согласно представлениям даосистов, борьба двух начал, инь и ян, женского и мужского является источником непрекращающегося развития.
Система даосизма
Учение даосов предполагает, что небытие первично. То самое безымянное дао. Бытие – дао, имеет имя. Небытие порождает бытие. Небо и Земля – это физический аналог дао.
Знания у даосов
Обоим дао соответствуют два вида знаний. Гносеология подчиняется онтологии. В знании дао есть что-то мистическое, поскольку оно заключается в молчании. Дао в конечном представлении – это мир вещей, и базируется он на дао, которое как раз таки имеет имя. Оба эти знания связаны.
Управление у даосов
Главный тезис правления дао состоит в том, что путь дао – это путь мира. Даосы против войн, они борются за мир. Тем не менее, основной принцип правления заключается в недеянии. Это выражается тем, что правитель не вмешивается ни во что. Всё должно происходить естественным путём. Путём дао.
Общая картина даосизма понятна из трактата "Даодэцзин". Однако в нём встречается множество спорных моментов и противоречий. Ясно одно: дао – первично. А вот Небо, которое в других учениях является самым важным, уходит на второй план.
Земля вторична по отношению к небу, а человек вторичен по отношению к земле. В писании говорится: "Человек следует законам Земли, Земля следует законам Неба, Небо следует законам дао, а дао следует самому себе". Из этих слов становится понятно, как был устроен мир даосов и чему они отдавали своё предпочтение, и как строились отношения между людьми в обществе и человека с мирозданием.
Через некоторое время даосизм поделился на левое и правое направления. Левое представили школы Сунь Цняня и Инь Вэня, а правое Чжуан Чжоу. Однако позднее даосизм превращается в религию, которая мало имеет мало общего с философским учением, поскольку приобретает вид системы суеверий.
Навигация по статьям