Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения
Содержание:
- 15 мая 2023
- 17 минут
- 2583
Античная, средневековая и ренессансная философии серьёзно отличаются друг от друга. Основа этого отличия лежит в распределении главных концептов.
Касательно античной философии и её конечного концепта, можно говорить, что на заключительном этапе он сформировался в виде Единого Блага. Средневековая философия на главные позиции вышел Бог. А философия Ренессанса предполагала, что ключевой фигурой стал человек и гуманизм.
Сторонники Возрождения считали, что они занимаются возобновлением античной культуры, прежде всего в философской науке и литературном творчестве. Хотя на самом деле, гуманизм Ренессанса обращён не только к эпохе Античности, но и к Новому времени. Именно поэтому, очень часто можно услышать мнение, что эпоха Возрождения – это начальный этап Нового времени.
Хронология философских направлений
Философские направления не имеют чётких хронологических границ. Дело в том, что разные исследователи по-разному определяют некоторые периоды развития философии. Так, некоторые утверждают, что окончание античной философии тесно связано с роспуском философских школ и именем византийского императора Юстиниана, который это сделал. Это произошло в 529 г. Однако стоит отметить, что в это время уже говорилось о христианской философии, основоположником которой является Августин Аврелий (354-430). В силу этого, можно с уверенностью говорить, что средневековая философия началась в V в. Ещё сложнее установить рамки её угасания и заката, точно так же как и начало ренессансной философии. С долей сомнения можно утверждать, что ренессансная началась в XV в., а философия Нового времени в XVII в. Таким образом, пусть и немного размыто, но хронологические рамки всех периодов философии установлены.
Средневековая философия
Средневековая философия формировалась и существовала в непростых исторических условиях. Достаточно драматичные события сопровождали её на протяжении всего периода. В 395 г., когда Римская империя была поделена на Западную и Восточную, начался массовый отток греческих философов из Рима, т.к. Греция стала принадлежать Восточной Римской империи. Далее произошёл распад Западной империи, а в 476 г. и вовсе Рим оккупировали немецкие племена. Таким образом, все первоисточники греческой философии были безвозвратно утеряны. И только спустя несколько веков, главные работы Платона и Аристотеля переведут на латинский язык.
Все эти исторические перипетии наложили негативный отпечаток на развитие философии и освоение философского наследия.
Говоря о христианской философии, можно выделить два основных этапа её развития: патристику и схоластику.
Представители этого направления выступали против философии. Среди ярких представителей Юстин Мартир Антиохийский и Квинт Септимий Тертуллиан. Они утверждали, что философия не нужна, однако спустя некоторое время сами же убедились в том, что без неё сложно бороться с различными ересями, поскольку именно посредством философии создаются канонические теологические формы.
Проблема заключалась в том, что в Средневековье теология использовала философию в своих корыстных целях, чтобы укрепить собственные позиции. Любая попытка предпочесть философию теологии пресекалась на корню. Философия тем временем продолжала существовать, но только благодаря теологии и во благо теологии.
Средневековая философия. Основные представители и их идеи
Хронологически средневековая философия делится на несколько этапов:
- Патристика II – VI вв.
- Первая фаза схоластики VII – X вв.
- Вторая фаза схоластики XI – XII вв.
- Арабская философия X – XII вв.
- Еврейская философия XII – XIII вв.
- Третья фаза схоластики XIII в.
- Четвёртая фаза схоластики XIV в.
Патристика II – VI вв.
Основными представителями этого направления являются Аврелий Августин и Северин Боэций. Первый в качестве основных идей выдвигал положения о том, что вера важнее разума, но он актуален, т.к. может быть её обоснованием. Говорил, что знание имеет силу лишь в контексте веры, и человек не способен распоряжаться собственной свободой, которую ему даровал Бог без воли к добру.
Боэций в свою очередь продвигал идеи совершенства Бога и то, что совершенное предшествует несовершенному. Именно поэтому Бог – причина бытия.
Первая фаза схоластики VII – X вв.
Ключевым представителем этого этапа был Скот Эриутена, который в рамках неоплатонически ориентированной теологии приписывал разуму особую роль.
Вторая фаза схоластики XI – XII вв.
Среди представителей этого периода Ансельм Кентерберийский и Пьер Абеляр. Первый придерживался идей Августина, при этом считал, что бытие Бога можно доказать на диалектическом уровне следующим образом: каждый имеет идею Бога – значит он есть.
Второй представитель приписывал схоластическому методу диалектический характер, тем самым утверждая, что универсалии являются концепциями, которые не имеют объективных аналогов.
Арабская философия X – XII вв.
Арабская философия была представлена Ибн Сином и Ибн Рушдом. Син говорил, что мир подобен Богу и он вечен. В своих идеях он сочетал неоплатонизм с аристотелизмом. А Рушд различал истины религии и истины философии, следуя при этом идеям неоплатонизма.
Еврейская философия XII – XIII вв.
Её приверженец Маймонид, который в основном следовал идеям Аристотеля, т.е. ценил разум, в том числе его роль в обосновании веры.
Третья фаза схоластики XIII в.
Главным представителем третьей фазы схоластики был Фома Аквинский. Он под эгидой теологии пытался объединить науку и философию. Много работал над переводами теологии на манер аристотелевской философии. Утверждал, что Бог – наивысшая форма первопричины и конечная цель. Именно он вывел пять доказательств существования Бога.
Четвёртая фаза схоластики XIV в.
Представителем этого периода был Уильям Оккам. Он говорил о невозможности доказать существование Бога, однако следует признать его как волевой акт. Понятия, по его мнения, это не отображение реальных вещей, а всего лишь знаки. Главный принцип его – стремление к простейшим вещам и пренебрежение необязательными понятиями.
Всё вышесказанное говорит о том, что главным предметом споров является непосредственное отношение к философии, где с одной позиции говорилось о мегаконцепте или другими словами о Боге, а с другой позиции шёл разговор о природе микроконцептов, универсалий и их форм существования. В первой ситуации лидирующие позиции занимала религиозная составляющая.
Итогом этих полемик стало создание двух вариантов религиозной философии:
- Неоплатонический.
- Аристотелианский.
Сегодня аристотелианская религиозная философия преобладает в католицизме и протестантизме. В свою очередь, неоплатоническая является ключевой для православия, что определяется её византийской историей. Относительно науки стоит отметить, что в ней не содержатся сведения относительно какого-либо мегаконцепта.
Дискуссия об универсалиях основана на проблеме понимания природы концептов, имеющих объективную, ментальную и языковую валентность. В Средневековье велась полемика между реалистами, концептуалистами и номиналистами.
Реалисты (Гильом из Шампо, Фома Аквинский) были приверженцами мнения о том, что у универсалий есть объектная валентность иными словами общее присуще самим вещам. Резко против этого мнения высказывались концептуалисты (Абеляр и его стороннники), которые полагали, что универсалии обладают ментальной валентностью в силу своей абстрактности. Номиналисты (Росцелин, Оккам) же не признавали ни объектную, ни ментальную валентность универсалий. Они придерживались мнения, что универсалии – это знаки вещей.
Религиозная философия синкретически сочетает в себе религиозные и философские концепты. Если глубоко разбираться в исследованиях, то можно заметить, что неправы и те, кто отвергает философское содержание описанных средневековых концептов, и те, кто всецело включают их в философию.
Кроме того, стоит обратить внимание на средневековое мировоззрение, которое стало колыбелью для множества новаций. Здесь нужно особое внимание уделить пафосу высокой моральности. Христианская религия отражает его как нечто совершенное, сродни Богу, то, что поможет его любить и надеяться на возращение Творца.
Ренессансная философия. Основные идеи и представители
Философия эпохи Возрождения стала неким трамплином, посредством которого обновилось концептуальное содержание философии. Кардинально изменился объект исследования. Философия стала обращать внимание на проблему человека. Из этого можно сделать вывод, что вся ренессансная философия носит антропологический характер.
Для этого периода характерно обновление идей неоплатонизма, аристотелизма, эпикуреизма, скептицизма. Но так или иначе основной фокус концентрировался на проблеме человека.
Антропологический акцент философии
Множество факторов способствовало укреплению антропологического характера философии. Здесь и рост и развитие крупных городов и промышленных центров, и развитие политической сферы жизни, и интенсификация университетского образования. Свою роль сыграло и ослабление влияния церкви, а также её обновление после контрреформации. Философия выходила на лидирующие позиции со своими принципами гуманизма, принятием творческой составляющей человеческой жизни и ориентации на эстетическое отношение к действительности. Всё это отразилось в творчестве Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Вильяма Шекспира, Мигеля де Сервантеса, Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буаноротти, Тициана Вечеллио и др.
Однако особый интерес вызывают не столько деятели искусства, сколько мыслители, которые трудились в эпоху Возрождения.
Основные идеи философов эпохи Возрождения
Николай Кузанский
Николай Кузанский говорил о том, что в Боге всё сходится – и максимум, и минимум. Бог – это всё. Он придерживался в этом отношении идей пантеизма и говорил о существовании противоположностей. А дух человека выступает в этом контексте помощником в развитии математики и естествознания.
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи утверждал, что начиная с опыта, для начала стоит установить причины. Все данные, полученные опытным путём, необходимо осмысливать математически. Учёный всегда должен полагаться на этику, а передача полученных научных исследований лицам, которые способны на зло, просто немыслима.
Никколо Макиавелли
Никколо Макиавелли говорил, что ключевым ориентиром в политике выступает не индивидуальное, а общественное благо, во имя которого иной раз приходится прибегать к непопулярным мерам. Традиционное представление о морали не подходит для государя, он, прежде всего, должен добиваться максимальной полезности своих действий.
Мишель Монтень
Мишель Монтень выступал за самые простые воззрения – скептицизм в философии и христианство в религии. Он придерживался мнения о том, что моральные истины открываются личностями. Более того, пытался выработать естественные правила жизни, которые основывались на чистоте, простоте и порядочности.
Философия Ренессанса просуществовала до 1600 г. После семилетнего заключения на Площади Цветов был сожжён Джордано Бруно. Это и стало конечной точкой философии Возрождения. Католическая церковь считала Дж. Бруно еретиком, поскольку под влиянием философии Н. Кузанского он стал пантеистом. В основе его идей – Бог – мировое целое. На основе деятельности этих двух фигур, ярко прослеживается трансформация знания. Ведь Н. Кузанский был папским кардиналом и епископом, а Дж. Бруно квалифицировался католической церковью как инакомыслящий.
Галилео Галилей также был сожжён инквизицией. Хотя он имел огромные связи и влияние в церковном мире.
С его новаций начиналось Новое время. Более того, сравнивая идеи предшественников из Средних веков и Ренессанса, сразу видится решительный выход за пределы философии Платона и Аристотеля. Это было нечто предельно новое и незнакомое, подготовка к этому процессу длилась девятнадцать веков. Что примечательно, что за последующие три века будет сделано в философии гораздо больше того, чем было сделано за девятнадцать. Таким образом, в XX в. наблюдается интенсивное развитие философской мысли.
Основные положения философии Средневековья и Ренессанса
Стоит отметить, что средневековая философия оказала серьёзное влияние на экономическую составляющую общественной жизни по двум направлениям: в понимании её в контексте этики и в выражении божественного порядка.
Даже несмотря на то, что философские концепции Средневековья и Возрождения были заблуждениями, они привели экономическую теорию к определённым трансформациям. Во многом средневековые представления о формировании средней цены или аморальности ростовщичества кажутся элементарными, но не значит, что не остаются актуальными до сих пор.
Если говорить об этической валентности экономической теории, не лишним будет упоминания понятия божественного порядка в контексте христианской этики. Всё потому, что он считается совершенно естественным и не зависит от человека. В силу этого появилось представление о естественном законе, которое характерно для периода Нового времени.
Выводы
- Схоласты наделили Средневековую философию инструментальным значением, а её возможности использовались на благо теологии.
- Современные исследователи смогли добиться чёткого разделения мировоззрений философии и религии.
- Установить истинность средневековой теологии или средневековой философии невозможно, поскольку обе дисциплины носят метафизический характер и используют истину только на словах.
- Для Средневековья и Ренессанса характерно использование идей Платона и Аристотеля.
- Средневековая полемика относительно универсалий целиком и полностью относится к природе концептов, валентностей и их форм.
- Философия эпохи Возрождения основывается на идеях проблемы человека. Именно поэтому особое внимание уделяется концепциям гуманизма и творчества.
Навигация по статьям