Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Различные виды ценностей современного российского общества
Содержание:
- 30 мая 2023
- 16 минут
- 1505
Современные реалии и уровень развития России объективно нуждаются в осмыслении проблем ценностей в стране и обществе с точки зрения философии. Данная тема лежит на повестке дня и является серьёзной и важной для будущих юристов, для которых важно трезво оценивать ряд положений.
К примеру, вопрос о том, что есть благо для общества и отдельно для личности в современной России? Что именно должен оборонять каждый гражданин общества, каких целей должен достигать и к чему обязано устремляться общество в своём развитии? Какие блага закрепляются в законах страны и нужно ли их отстаивать в суде?
Ценности современного российского общества и человека
В нашей стране, так же, как и в других странах существует огромный накопленный потенциал ценностей. Они отражаются и фиксируются в традициях обычаях, укладе жизни многих этносов, народностей и наций. Но стоит понимать, что перемены, которые сопровождали и сопровождают нашу жизнь, становятся почвой для появления новых ценностей, которые утверждаются государственной властью, социальными институтами и пр. Это становится причиной, по которой необходимо осмысливать реальность с философской точки зрения и анализировать новые ценности, их взаимосвязь с традиционными и вновь утверждаемыми в жизни нашего общества и наших граждан. Более того, необходимо выявить вид их мышления, какое влияние оно оказывает на познавательно-преобразовательную деятельность граждан позитивное или негативное.
Исследования, которые проводились Институтом современного развития, свидетельствуют о том, что в обобщённом виде основные ценности, которые служат ориентиром для общества, не сформулированы в должном виде. По логике они должны содержаться в "Концепции социально-экономического развития до 2020 года", однако там они в размытом и достаточно скудном виде представлены. Также отсутствует в этом документе и чёткая идеология развития страны и общества. Но это скорее следствие отсутствия системы ценностей и приоритетов.
Из всего этого следует, что соединительная схема, которая свяжет замысел государственной концепции развития страны и общества с реальными потребностями бытия граждан отсутствует напрочь. Не существует и языка, с помощью которого можно объединить устремления государственной власти и граждан. Как вывод, данная ситуация должна быть осмыслена, учитывая все обстоятельства произошедших за последнее время изменений, но при этом граждане страны не должны менять свои основные черты, свою социальную структуру общества и сохранять собственную консервативность взглядов в процессе формирования политических, экономических, социальных и духовных ценностей, которые необходимы не только для оптимального существования, но и для позитивного развития, называющееся социальным прогрессом.
К слову сказать, некоторое время назад власть и народ были реально связаны между собой посредством патернализма. В современных реалиях произошёл переход от патернализма к либерализму. И сегодня Россию называют самым либертарианским государством. Если патернализм и присутствует в российском обществе, то исключительно в отдельных политических группах.
Вполне логично, что подобная ценность бытия нашего общества не может консолидировать государственную власть и граждан. Кроме всего прочего, для придания развитию человека и общества импульса, нужно, чтобы новая ценностная ориентация более действенным способом мотивировала людей на совершение творческих и изобретательных активностей. К сожалению, либерализм не справляется с данной задачей и никак не мотивирует граждан на действия.
Проблема утверждения бывших ценностей
В российском обществе существует проблема, которая связана с утверждением ценностей, которые уже были оформлены в обществе. Здесь мы говорим о ценностях рыночной экономики, которая в России имеет свои специфические формы. Она соединяет в себе не только ценности рыночных отношений, но и интересы представителей мафиозных групп, а также их форм и способов хозяйствования.
Стоит отметить, что ценностные изменения в экономической сфере существенным образом повлияли на систему социальных отношений. Следствием этого стало изменение образа жизни людей, мотиваций, которые управляли поведением граждан страны и всего процесса социализации личности в целом. В силу того, что суть рыночной экономики заключается не в конкурентной борьбе, а в получении прибыли, то с одной стороны это способствует пробуждению инициативы, активности и энергии людей, которые увеличивают возможности для развития способностей и творческого потенциала личности, а с другой – происходит развитие экономической либерализации и конкуренции, что становится причиной бытования двойной морали, всеобщего отчуждения, психической фрустрации, неврозов и т.д.
Интересно, что по своей природе, человек, пропуская ценности через призму рынка, начинает их больше ценить, но при этом они не включены в систему ценностей внутреннего мира. Как следствие, материальная и духовная жизнь начинает формироваться по принципу конкретного отчуждения внутреннего и внешнего бытия человека и общества. В данной ситуации человек может утратить ориентацию в системе личностных ценностей, не может определить, где приоритеты, ради которых следует жить.
Бытие теряет всякий смысл из-за включения человека в процесс самоутверждения, которое напрочь исключает возможность личной свободы, превращает его в раба установок, которые навязываются ему динамикой социально-экономического бытия. Государственные и негосударственные структуры, здесь в первую очередь имеются в виду СМИ, которые нам твердят, что единственная социально-личностная ценность каждого гражданина заключается в деньгах и личном благополучии.
Важен тот факт, что внедрение в сознание большинства наших граждан данной ценности происходит совершенно бесполезно. Тем более, если учитывать тот факт, что это действие не беспокоит никого, ни руководство страны, ни интеллигенцию. Итогом становится образование серьёзной угрозы как для отдельного человека, так и общества в целом.
Логика этого процесса проста. Человек – социальный объект. Для того, чтобы каждый родившейся мог стать человеком, ему необходимо находиться в сообществе людей. Исключительно там, в социальной среде, возможно формирование и развитие каждого отдельного представителя сообщества – человека, личности. В случае, когда на первые позиции выходит личное благополучие, то исчезает стержень самой человеческой жизни и самого человечества.
Очевидно лишь то, что многие государства живут за счёт использования ресурсов других государств и народов, указывая направление их потенциалу и энергии, силе и результатам их жизнедеятельности на благо собственного удовлетворения потребностей.
Важно обратить внимание и на то, что в современных условиях происходит перенаполнение множества ценностей бытия граждан иным содержанием, которое довольно сильно отличается от первоначального.
Относительно демократии как форме ценности, можно сказать, что ей придали содержательное звучание. Демократия – это всё, что соответствует следующим выражениям:
- Повышение уровня качества жизни человека.
- Исключение социальных ограничений для личности.
- Раскрытие перед человеком жизненных перспектив.
- Обеспечение карьерного роста.
Из этого всего следует, что политическое содержание ценности на деле превращается в социально-экономическое.
Трудолюбие как ценность также подверглось изменению. Сегодня вполне логично говорить о том, что эта ценность перестала быть ценностью для человека и общества, а стала проблемой.
При этом часто можно услышать из СМИ, что эти "ценности", "упаковывают" их в социальную оболочку: семья, единство, вера, патриотизм и т.д.
Важно отметить появление ещё одной ценности – правовое государство. Объясняется она довольно противоречиво. Суть термина "правовое государство" заключается в утверждении принципа соблюдения верховенства закона. Содержание диалектики недоступно не только для граждан, но даже для представителей законодательной власти, которые не способны чётко обозначить, какой именно правовой акт считать подлинным, которым будут руководствоваться правоохранительные органы, чтобы обеспечить права человека и гражданина. Тот документ, на который будут ориентироваться при составлении нормативных актов и который будет отражать национальные особенности культуры наших граждан.
Касательно духовных ценностей, то они находятся в недрах нашего общества. Среди них добро, честь, долг, справедливость и многое другое.
Важно понимать, что на территории России не только русский народ участвовал в формировании, отсеивании и сохранении ценностей. Множество народов и народностей приложили к этому свои силы, передавали суть ценностей из поколения в поколение, даже не учитывая все специфические особенности национального характера. В этом исключительность российской государственной общности, которая населена разными нациями. Но несмотря на это смогла утвердиться единая система духовных ценностей, которые сегодня, к сожалению, размываются.
Формирование новой системы ценностей
Для современного российского общества характерно вынесения духовных ценностей за пределы собственного бытия. Причина на уровне страны кроется в отсутствии государственной идеологии. Тип социально-экономического развития не подталкивает людей к поиску и утверждению системы ценностей, которая смогла бы регулировать деятельность людей, ориентированную на создание позитивного развития страны. Сущность рыночной экономики не подразумевает ничего подобного.
В сложившейся ситуации стоит ещё учитывать тот факт, что активная часть населения страны, примерно до 26 лет, не может определиться с приоритетами в ценностях.
Здесь важно понять, что наиболее эффективным будет избавление людей, общества и страны от негативного мышления и использования мер по очищению общества от негативных ценностей. Это может быть решено с помощью принципов, норм и правил жизнедеятельности общества и человека, основанных на объективных законах развития человека и общества. Здесь такие:
- Идеи становления и развития личности в российском обществе, а также развития общностей и общества в целом.
- Реальная профессиограмма современной личности, те качества и особенности как личные ценности, способные обеспечить ей осуществление созидательного творческого труда.
- Система образования и воспитания, которая отвечает требования позитивного развития человека и общества.
- Система социальной работы, которая объективно соответствует социально-политической и экономической ситуации в стране.
- Система социальной работы, анализа и оценки ценностей общества, а также соответствующие средства контроля их распространения в обществе.
Действенный способ в данной ситуации мог видиться также в изменении политических и экономических приоритетов, которые утверждены идеологическими ориентирами и предусматривают социальную справедливость, взаимоответственность личности и общества, гарантии всестороннего развития каждому человеку. Это привело бы к изменениям в системе образования и воспитания, тем самым изменив курс на позитивное развитие человека с высокими идеалами и ценностями. Огромное значение придало бы утверждение в экономической сфере паритета различных форм собственности с переориентацией их потом на государственную и общественную.
Существенным стало бы изменение деятельности социальных организаций и учреждений, которые ориентированы на отечественные, проверенные временем, духовные ценности, которые отвечают требованиям каждого человека и каждой личности.
Сегодня можно наблюдать за тем, как формируется новая система ценностей в России. Однако ответить на вопрос, какой она будет, однозначного ответа нет. Очевидно то, что она будет учитывать специфические особенности развития народов России, в ней будут отсутствовать готовые способы становления системы ценностей. Она будет предусматривать необходимость поиска новых способов связи ценностей разных поколений и культур. В этом и заключается самая главная сложность всего процесса создания новой системы ценностей. Но всё же стоит сказать, что в сегодняшней ситуации есть все предпосылки для проявления творческой активности для выявления потенциала позитивного развития в самом человеке и в стране.
Навигация по статьям