Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Биография Ямпольского Михаила Бениаминовича
Содержание:
- 21 августа 2023
- 4 минуты
- 127
Биография Ямпольского Михаила Бениаминовича
Начало научного пути
Ямпольский Михаил Бениаминович родился в 1949 году в Москве. Он считается российским и американским историком и теоретиком искусства и культуры, а также философом, киноведом и историком. С 1991 года ученый живет и работает в США.
Ученый окончил романо-германский факультет Московского педагогического института. М. Б. Ямпольский — кандидат педагогических наук и доктор искусствоведения. Некоторое время он работал как старший научный сотрудник в лаборатории постклассических исследований института философии РАН.
Стажировка у ученого проходила в Америке в 1991 году. Это был грант, выделенный Гете-центром Лос-Анджелеса. Учеба в этом центре стала для будущего ученого неожиданностью, поскольку заявку он не подавал. Тайное жюри посчитало его кандидатуру достойной обучения как стажера.
В 1991 году он уже становится доктором искусствоведения. Его диссертационное исследование было посвящено теории интертекстуальности. В 1992 году Ямпольский — профессор университета Нью-Йорка по направлению русских и славянских исследований, сравнительного литературоведения.
М. Ямпольским очень много времени уделяет преподаванию. В штатах он читает лекции на кафедрах киноведения и зрелищ (performance studies). Сегодня он профессор компаративистики и русистики Ньюйоркского университета. В Москве он был преподавателем во ВГИКе.
Помимо преподавания ткач и визионер Михаил Ямпольский занимается исследованиями, его работы можно найти в таких изданиях, как:
- «Искусство кино»;
- «Итоги»;
- «Советский фильм»;
- «Киносценарии»;
- «Вопросы искусствознания»;
- «Киноведческие записки»;
- «Театр» и др.
Наиболее интересные моменты в творчестве ученого
В течение последних 20 лет Ямпольский издал в России 12 книг и огромное количество статей. В его работах исследуются различные современные проблемы культуры. В частности, его интересуют вопросы развития киноискусства. Также — семиотические проблемы, истории репрезентации, феноменологии визуального и др.
Перечислим наиболее известные публикации М. Ямпольского:
- В 1998 году свет увидела книга «Беспамятство как исток (читая Хармса). В ней автор исследует поэтику, философские истоки, а также культурный контекст творчества известного писателя. Ямпольский говорил о том, что Хармс для переосмысления понятия «действительность» и критики миметических характеристик литературы использует те средства, какие в раннем авангарде преображает магическая действительность. При исследовании творчества Хармса, Ямпольский указывает на важные моменты, которые относятся ко всему искусству 20 века в целом;
- Очерки по истории репрезентации. Они были опубликованы в 2007 году под названием «Ткач и визионер». В них автор исследует историю репрезентации, возникшую в эпоху Возрождения в результате смещения акцентов с искусства художника на его способность зрительно репрезентировать образы, созданные воображением. Как итог такого смещения — усиление идеального компонента в культуре и ослабление материального. Ученый пришел к выводу о том, что неповторимость культур во многом зависит от их отношения к репрезентации. Такие выводы Ямпольский делает на основе анализа живописи, философии, литературы и урбанизма.
- «Наблюдатель. Очерки истории видения». Работа, вышедшая в свет в 2012 году. Здесь проводится анализ визуальной культуры периода от романтизма до начала 20 века. Работа стала основой дисциплины visual culture, которая объединяет подходы искусствоведения, культурологии и философии.
Навигация по статьям