Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Суть концепции круговорота локальных цивилизаций
Содержание:
- 16 октября 2023
- 5 минут
- 145
Суть концепции круговорота локальных цивилизаций
Теория круговорота локальных цивилизаций
Начало активного развития теории локальных цивилизаций — 20 век, хотя своими корнями она уходит в 18 век (в это время появляется концепция циклического развития культуры итальянского мыслителя Дж. Вико). Он считал, что любая нация проходит 3 сменные эпохи:
- божественную;
- героическую;
- человеческую.
Цикл этих эпох включает зарождение, становление и угасание культур и наций. Эта теория стала основой для немецкого философа и мыслителя О. Шпенглера и английского социолога и историка А. Тойнби для собственных представления, трактовки и вектора развития.
Главное в концепции Освальда Шпенглера
Одним из тех, кто рассматривал историю как круговорот локальных цивилизаций, был О. Шпенглер. Ему принадлежит довольно оригинальных взгляд на этот вопрос: он считал, что становление, формирование, а также процветание каждого народа основано на развитии его культуры. Народы — это, по мнению философа, самостоятельные, культурно-исторические типы, уникальные и самобытные по своей сути. Как видно, неправильно считать, что есть какая-то универсальная общечеловеческая история и культура, единый процесс развития. Культуры имеют собственный неповторимый путь и замыкаются на самих себе.
Шпенглеру принадлежит типология существовавших и существующих культур, включающая 8 типов:
- египетская;
- вавилонская;
- майя;
- индийская;
- русско-сибирская (рождающаяся);
- греко-римская или аполлоновская;
- западноевропейская или фаустовская;
- византийско-арабская (магическая).
В своей едва ли не главной работе «Закат Европы» Шпенглер говорит о том, что сейчас на нашей планете существует западная культура, которая находится в стадии заката.
Шпенглер считал культуру организмом. В свою очередь, история культуры — ее биография. Культура зарождается в том случае, «когда из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа... которая расцветает на почве строго ограниченной местности».
Смерть культуры — это осуществление всех своих возможностей: языка, искусства, науки, государства. После этого она направляется «в первичную духовную стихию». Как видно, круговорот локальных культур отчетливо виден в концепции О. Шпенглера.
Теория круговорота локальных цивилизаций А. Тойнби
А. Тойнби тоже была разработана теория исторического круговорота культур. Также он был активным сторонником и последователем идей О. Шпенглера и противником либерально-рационалистической традиции. Тойнби составил характеристики 21 цивилизации, которые были представлены в его основной работе «Постижение истории».
Также Тойнби говорил о том, что теория единства истории является ложной, поскольку основана на идеях схожести в современных развитых странах полит-экономики. Ученый говорил о том, что экономическая и политическая системы не всегда похожи в разных странах. Но кроме этого далеко неверного посыла есть еще ложное мнение о прямолинейном развитии. В противовес этому мнению Тойнби указывает на прерывный и многоуровневый процесс развития разных культурных обществ. Философ часто упоминает «поток человеческой жизни»: он является дискретным и переходит от одной локальной цивилизации к другой.
У всех цивилизаций по мнению Тойнби есть определенные стадии:
- генезиса;
- роста;
- надлома;
- распада.
Когда цивилизации формируются, они вынуждены отвечать на разнообразные вызовы природного и социального мира. В этих ответах можно найти ключ к стабильности и жизнеспособности цивилизации. Тойнби пишет, что развитие цивилизаций связано с порывом, влекущим их от вызова через ответ к последующему вызову.
От этих порывов происходит рост цивилизаций и становление влияния над обществом и природой.
Навигация по статьям