Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Что такое архетип бренда
Содержание:
- 25 ноября 2023
- 7 минут
- 149
Что такое архетип
Термин введен психологом, последователем З. Фрейда, Карлом Г. Юнгом в начале 20 века.
Коллективное бессознательное, согласно Юнгу,— это весь накопленный психический опыт, который скомпонован в мощные образы психики — архетипы. Эти образы примерно одинаковы для разных культур. Примеры архетипов: Мать, Отец, ребенок, Герой, Учитель, Смерть. Созданные образы диктуют модели поведения.
Эти образы живут в нас на подсознательном уровне и являются устойчивыми, встречаются у всех народов мира, характеризуются как положительно, так и отрицательно, влияют на эмоции человека и всегда вызывают какую-либо реакцию.
Архетипов очень много. Среди них есть те, что применяются довольно часто. Юнг выделял «Персону», «Тень», «Самость».
Архетипы и бренд
Понятие архетипа широко используется в брендинге. Считается, что каждый архетип приписывается определенному бренду.
Образ архетипа помогает компании сравнивать себя с тем или иным человеком. В брендинге чаще всего используют такие архетипы:
- Архетип «Творец» – это образ созидателя, который стремится улучшить мир. Он ищет в людях творческое начало.
- Архетип «Заботливый» рождает образ мамы. Как мама заботится о своем малыше, таки и бренды этого архетипа окружают вниманием своих клиентов. Этот архетип используют агентства недвижимости.
- Архетип «Правитель» — это лидер, который демонстрирует власть. Такой образ часто берут компании, являющиеся лидерами рынка.
- «Искатель» воплощает смелость, бросает вызов самому себе, любитель приключений. Бренды-искатели связывают себя с миром приключений и приглашают в этот мир своих покупателей.
- Архетип «Славный малый» — это простота и душевное равновесие. Пример: шведская компания «IKEA».
- «Мудрец» — главное для него идеи познания и умение хранить тайны. Этот архетип берут себе бренды высоких технологий.
- «Герой» является сильной и волевой личностью, он принимает вызов и побеждает. Пример: «Nike».
- «Маг» — это ум, интеллигентность. Ему подвластны такие силы, которые недоступны всем остальным. Пример: компания «Apple».
- «Бунтарь» – это архетип, нарушающий правила, бросающий всем вызов. Он разбойник, но благородный. Пример: фирма «Diesel».
- Архетип «Шут» – беззаботный весельчак и шутник. Он говорит все, что думает. Используют подростковые бренды. Пример: «Skittles».
- Архетип «Любовник» — чувственный и страстный, идеалист и романтик. Такие бренды создают вокруг себя красоту и нежность. Их берут себе косметические компании. Пример: «Victoria’s Secret».
Архетипы в брендинге
Каждая компания, вышедшая на рынок, стремится создать свою торговую марку, чтобы ее узнавали во всем мире.
Бренд «Volkswagen Beetle» имеет образ «Простодушного парня», «Sony» — воплощение Мага, бренд «Adidas» — это «Герой».
Торговая марка сока «Добрый» относится к архетипу «Заботливый», а «Веселый молочник» рождает образ «Шута».
Поэтому маркетинг и подталкивает, и закладывает в сознание потребителей те образы, которые позволяют покупать продукцию и узнавать бренды соответствующих компаний.
Архетипы стали одним из слагаемых бренда. Маркетологи используют их с целью удержать своего потребителя, заставить его стать постоянным покупателем.
На уровне бессознательного человека заставляют поверить в то, что тот или иной бренд — это архетип «Героя» или «Мудреца», т.е. в бренды вносятся образы романтики, духовности. Это определенным образом влияет на психику человека.
На самом же деле — это просто пустая обертка обыкновенного товара. Фактически сам бренд не является архетипом и предназначен только для человека.
Целостный образ архетипа бренда
Чтобы создать целостный образ бренда, необходимо хорошо знать психологию целевой аудитории. Исходя из этих знаний, маркетологи делят аудиторию на сегменты.
Существуют базовые архетипы. Они объединяются по общему типу восприятия информации и психологической установке.
Исходя из этого, различают следующие виды восприятия информации:
- логическое — T;
- образное или эмоциональное —F;
- сенсорное (чувства) — S;
- интуитивное (воображение) —N.
Установки психики:
- экстравертная — внимание направлено на объекты внешнего мира – E;
- интровертная — внимание направлено внутрь, на субъект) – I.
Соединение этих двух элементов отражаются в архетипах:
- ES – Правитель;
- EN – Ребенок;
- IT – Мыслитель;
- IN – Искатель;
- ET – Герой;
- EF – Любовник;
- IF – Славный малый;
- IS – Заботливый.
Когда потребители признают архетип какого-либо бренда, они начинают верить в его ценности. Создается целостный образ, устанавливаются глубокие эмоциональные связи с аудиторией. Компания в результате получает устойчивое положительное расположение аудитории к бренду.
Навигация по статьям