Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Педагог: его личность и деятельность
Содержание:
- 28 апреля 2023
- 9 минут
- 213
Определение педагогического идеала
К слову идеал можно подобрать синонимом совершенство, возвышенное и т.д. Цель воспитания должна отвечать за представление у общества идеала человеческой личности, поэтому она не может быть произвольной.
В педагогике идеал представляется в виде единства настоящего, прошлого, будущего и в виде социокультурного контекста. С точки зрения науки он связан с осмыслением ценностей работы педагога и опосредован системой социально-культурных отношений.
Идеал педагога необходим для понимания и раскрытия:
- представлений о предназначении педагогов;
- характеристик с профессиональной и личностной точек зрения;
- аксиологического аспекта в работе;
- мировоззренческой, нравственной базы.
Особенность труда педагога, которая формирует образ развития будущего человека, отвечает на вопрос «Каким должен быть педагог в определенном социокультурном пространстве и историческом времени?»
История. Период Античности и Древнего мира
Идея гармоничного развития, включающая в себя баланс между духовной и телесной красотой, впервые появилась в античной философии. В то время под гармонией развития личности подразумевали наличие:
- хорошего ума;
- поставленной речи;
- приобщение к искусствам;
- физическое совершенство.
Этимология слова «педагог» говорит о том, что изначально оно употреблялось не в профессиональной деятельности, т.е. не показывало закрепленных обществом и государством требований и характеристик. Педагог в то время считался человек, духовный наставник, который находился выше других в духовном и нравственном аспектах и нес людям новые знания, опыт.
В прошлом учителями были жрецы, их можно было встретить в таких странах как Древний Вавилон, Египет, Сирия. В Древней Греции эту роль выполняли умные, талантливые вольнонаемные люди. В Древнем Риме император назначал учителями государственных чиновников, которые владели языками, знаниями о культуре и о обычаях других народов. В Древнем Китае приблизительно в ХХ веке до нашей эры было сформировано министерство, отвечавшее за просвещение народа и назначавшее на должность педагога самого мудрого человека в данном обществе.
Эпоха Средневековья, Возрождения и Просвящения
В Средневековье была смена педагогического идеала. В его основу входил воспитательный идеал Нового Завета с проповедью о любви, кротости, боязни Бога. Упор в воспитательной деятельности делался на религиозно-духовное развитие индивида. Тело считалось источником греха, с которым нужно бороться. Гармония развитого человека была утрачена. Ее заменил идеал аскета (направление, которое подразумевало поиск в Боге избавления от страданий земной жизни). Концепция о первоначальной греховности человека и попытке воспитательного процесса направить на правильный путь сказалось на методах воспитания в Средневековье. Использовались такие способы, как:
- принуждение;
- наказание.
В Средневековье в роли педагога выступал:
- священник;
- монах;
- человек со специальным образованием.
В эпоху Возрождения тема о гармонии развития человека была описана в трудах педагогов-гуманистов Рабле Ф., Монтеня М., Мора Т. и др. Они же были первыми, кто включил в понятие идеала развития идею трудового воспитания.
В эпоху Возрождения задачи педагогического идеала изменились. На первое место выдвигали воспитательную работу, которая была нацелена на создание рыцарского идеала. Он (идеал) предполагал владение разными умениями и навыками, большим знанием в культуре и высокой нравственности. Именно это сформировало гармонию развития личности эпохи Возрождения.
В данную эпоху в качестве воспитательного идеала рассматривалось направление воспитания широко образованного и критически мыслящего человека. Т.е. в центр мироздания эпоха ставила человека. Гуманизм отвечал за гармонию развития свободного индивида, через которого он стремился изменить общество, что после передалось в эпоху Просвещения, рассматривающую христианские идеалы, главным образом – общность и трудолюбие.
В эпоху Просвещения царила идея гуманизма. В связи с этим появлялись новые концепции целостного развития человека, где ориентация была на воспитание воли и разума. Этот аспект подтверждают идеи свободного воспитания Жан-Жака Руссо и Песталоции Г.Г. Первый предлагал в развитии ребенка следовать за случайными проявлениями его природной сущности. Второй говорил о развитии всех природных сил, которые формируют человека через вовлечение его в активную жизнь.
Эти идеи послужили основной для появления таких течений в педагогике, как:
- Новые школы во Франции, Швейцарии;
- элитарные школы в США, Германии, Австрии.
Представители этих течений разработали концепцию, в которой образование и воспитательный процесс ребенка связан:
- с природой;
- со свободным развитием;
- с естественными отношениями между детьми и взрослыми.
Медленно идея гармонии развития человека, что имеет общечеловеческий смысл и ценность, становится доминантой в педагогике.
История отечественного педагогического идеала
Концепция Коменского Я.А. заключалась в прогрессивном взгляде на учителя. Он считал данную профессию превосходной и сравнивал ее:
- с садовником, который с любовью выращивает растения;
- с архитектором, который с заботой создает новые проекты;
- со скульптором, который тщательно обтесывает и шлифует фигуры.
Сущность воспитательного идеала в русской педагогике связано с культурно-историческими особенностями государства. В Киевской Руси обязанности педагога были такими же, как и у родителя, властителя. В «Поучении» Мономаха представлен свод правил жизни. Им следовали все вплоть до государя. В них входили следующие правила:
- любить Родину;
- заботиться о народе;
- делать добро близким;
- не совершать грехи;
- не уходить от ответственности;
- быть благосклонным.
В связи с этим вытекала главная задача обучения и воспитания – реализация нравственно-религиозного воспитания.
В Древней Руси педагог назывался мастером, что подчеркивало уважение к личности наставника. Когда возникла педагогическая профессия, за учителем закрепились три функции:
- воспитательная;
- единая;
- неделимая.
Ушинский К.Д. – знаменитый педагог и отец учителей России, выделял следующие значения профессии педагога: воспитатель – это человек, который:
- идет в ногу с современным ходом воспитания;
- чувствует себя живым, членом организма, посредником и хранителем заветов;
- борется с невежеством и пороками человека;
- должен быть посредником.
Макаренко А.С. говорил, что работа педагога самая трудная, так как требует ответственности, напряжения, больших сил и способностей.
Задачи, которые вставали перед школами, на разном временном промежутке истории всегда менялись. Это объясняет перенос акцентов с:
- обучения на воспитание;
- авторитарных отношений на демократические;
- ориентации на «среднего» воспитанника к признанию уникальности каждого учащегося.
Вывод
Сейчас идея гармонии развития человека как высшей степени воспитания личности признается большинством людей, которые занимаются проблемами воспитания молодежи. Бесспорно, цели воспитания с развитием истории человеческого общества отвечали временным рамкам. Поэтому сейчас воспитательный процесс делает акцент:
- на общечеловеческие представления о совершенном гражданине государства;
- на конкурентоспособность личности, которая на рынке труда трактуется как соответствие сотрудников требованиям рынка, как сумма характеристик, определяющих положение на рынке труда и позволяющих претендовать на вакансии.
Навигация по статьям