Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Классификации деловых игр
Содержание:
- 30 ноября 2023
- 6 минут
- 1396
Первая классификация
Характерным для игровых методов считается наличие двух ключевых классификационных признаков: ситуационного и ролевого (позиционного). Задача ситуационного компонента – задавать контекст, в рамках которого будут разворачиваться события, а ролевого (позиционного) — роль либо позиции участвующих в игре.
В специализированных источниках представлено несколько различных классификаций деловых игр. В рамках данной статьи нами будут приведены некоторые з них:
- Согласно времени проведения:
- без ограничений времени;
- с ограничениями времени;
- игры, которые проходят в реальное время (в режиме онлайн);
- игры, где временной промежуток сжат.
- Согласно оценке деятельности:
- балльная либо другая оценка деятельности участника или группы участников;
- оценка работы каждого, отсутствия.
- Согласно итоговому результату:
- жесткие игры — изначально известен ответ (к примеру, сетевой график), имеют место конкретные правила;
- свободные, открытые игры — ответ заранее не известен, набор правил создается для каждой игры свой, участвующие в ходе игры занимаются решением неструктурированной задачи.
- Согласно итоговой цели:
- обучающие — на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
- констатирующие — конкурсы профессионального мастерства;
- поисковые — направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
- Согласно перечню методов проведения:
- луночные игры — любой вид салонной игры (данные игры проходят на специально созданном поле, имеют жесткие правила, конечные результаты заносятся в бланки);
- ролевые игры — каждый из участвующих обладает или определенным заданием, или определенной ролью, обязательной к исполнению согласно заданию;
- групповые дискуссии — обусловлены отработкой проведения совещаний либо возникновением умений работы в группе (каждому участнику предоставляется индивидуальное задание, регламентированы правила ведения дискуссии);
- имитационные — своей целью ставят создание у участников представления о том, как стоит действовать в конкретных условиях;
- организационно-деятельностные игры — не обладают жесткими правилами, среди участников не распределены роли, игры ориентированы на разрешение междисциплинарных проблемных ситуаций (активизация работы участников осуществляется посредством жесткого давления на личность);
- эмоционально-деятельностные игры — позволяют избежать жестких правил, формируют имитацию конкурентных или зависимых отношений, раскрывают потенциал личности, направлены на процесс обучения и личностный рост (де-факто, имеют форму тренингов);
- инновационные игры — создают инновационное мышление участвующих, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включая тренинги по самостоятельной организации;
- ансамблевые игры — помогают сформировать управленческое мышление у участвующих, ориентированы на разрешение конкретных проблем организации с помощью метода партнерского делового сотрудничества команд, которые состоят из руководителей служб;
- комбинированные интерактивно-деятельностные стратегические игры — являются сочетанием ансамблевости и конкуренции, пролонгировано имитируют настоящее развитие ситуации, ориентированы на конструирование будущего всем коллективом.
Вторая классификация
Помимо описанных выше, в практике игрового моделирования применяются и иные признаки классификации деловых игр:
- согласно назначению — учебная, исследовательская, опытно-экспериментальная, проектировочная, производственная, аттестационная, универсальная;
- согласно форме взаимодействия участвующих — игра с наличием взаимодействия (установление контакта посредством разного рода связей - обязательный элемент), без взаимодействия (решения одной команды не оказывают влияние на конечный результат и поведение другой);
- согласно динамике моделируемых ситуаций — саморазвивающаяся, с определенным временем; с произвольным (на который влияет трудность решения задач) регламентом;
- согласно способам обработки и передачи информации — ручная (не используя технические средства); с применением обычных технических средств организационной техники, с применением компьютерных технологий либо глобальной сети;
- согласно скорости игрового времени — с реальным масштабом времени, в условно ускоренном времени, в условно замедленном времени, в произвольном масштабе времени (при отсутствии нормированного аналога в реальной жизни);
- согласно виду коммуникации — с применением устной, письменной (вербальной и невербальной), визуальной, формальной, неформальной, межличностной, межгрупповой коммуникации;
- согласно итоговому продукту игры — с материализованным итоговым продуктом либо с эфемерным результатом.
Навигация по статьям