Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Педагогическая антропология, как предмет
Содержание:
- 22 августа 2023
- 7 минут
- 1027
Понятие педагогической антропологии включает в себя такие вопросы:
- Истоки педагогической антропологии.
- Человек как предмет педагогической антропологии.
- Воспитание как предмет антропологического процесса.
Истоки педагогической антропологии
Само понятие «антропология» появилось в конце столетия и переводится как «наука о человеке». Иммануил Кант, немецкий философ, первым предложил данный термин для названия науки о человеке, которой до этого времени не существовало.
Ранее данная наука изучала природу в общем, а человек считался частью этой природы. Кант считал, что человек является предметом изучения данной науки, которая должна изучать человека со всех сторон.
В середине столетия антропология стала самостоятельной наукой. Большую роль в этом сыграл Чарльз Дарвин. Он считал, что главная задача антропологии – изучение со всех сторон уникального вида – человека разумного, который являлся главным звеном в развитии живого мира. Затем начали производиться разные исследования людей, которые были различных культур, народов и рас. Большое количество информации привело в дифференциации науки, из которой выделились отдельные научные направления. Таким образом, появилась педагогическая антропология.
Сам термин возник в шестидесятые года столетия в России. Автор педагогической антропологии – Н. И. Пирогов. Он впервые использовал понятие в своей работе «Вопросы жизни». Затем начали использовать и другие ученые. Например, К. Д. Ушинский в своей статье «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В своих работах он уточнил и дополнит термин. На возникновение термина повлияли разные исторические факторы:
- Отмена крепостного права.
- Реформы либералов.
- Революционные движения.
Это привело к большому вниманию гуманистическим идеям.
Человек как предмет педагогической антропологии
Для начала изучения предмета и объекта необходимо знать, что такое человек и какую природу имеет. То есть, «человек» является главным понятием данной науки. Информация о человеке дает возможность иметь представление о нём и его воспитании.
Человек изучался в разных науках на протяжении долгого времени. За многие века накопилось множество информации о понятии «человека».
Не смотря на это, многие вопросы так и не выучены. Человек достаточно многообразен и изучается каждой наукой с рано стороны. С каждым разом появляются новые вопросы.
Это объясняется тем, что изучение человека происходит самим человеком, поэтому не может быть полным или объективным. Собирательное понятие не может складываться из отдельных частей, из материалов, которые собирали конкретные люди. Исследования не дают полностью познать человека. Информация, собранная в разные века про человека, не может быть одним целым, так как человек в разную эпоху – что-то новое и непохожее на прошлого человека.
Прогрессивная педагогическая антропология изучает такие понятия:
- Человек.
- Природа человека.
- Ребёнок.
- Становление человека.
- Культура.
- Образование.
- Воспитание.
Данные понятия изучаются в разных педагогических дисциплинах. В педагогической антропологии они проходят анализ в специфическом аспекте и наполняются особым содержанием.
Педагогическая антропология постоянно развивается, как и любая другая наука. Каждый раз образ, глубина и представление о человеке дополняются и совершенствуются.
Воспитание как антропологический процесс
Образование является довольно трудоемким процессом для педагогической науки.
Вся история существования человечества сопровождается рассуждениям о воспитании. Многие учёные спорят по вопросу сущности воспитания.
Многие выдвигают мнение, что воспитание возможно в случае совместимости с природой человека и с его основными видовыми особенностями. Человек способен на самоанализ, самонаблюдение, самооценку, без чего не может быть воспитательного процесса. В этом случае человек является существом разумным. В духовном плане, человек ищет истину, хочет добиться идеального, полагается на совесть, руководствуется стыдом и долгом. Это определяет механизмы воспитания.
В социальном плане человек достаточно зависим от других людей, от их мнения. Это делает его сензитивным к воспитанию. Человек всегда готов становиться лучше и меняться, что также поддерживается воспитанием. Воспитание имеет довольно противоречивый характер. Любой воспитатель является воспитанником, и наоборот.
Важно, чтобы педагог и воспитатель в педагогической антропологии хорошо разбирался в таких вопросах:
- Всесторонние знания про человека, ребёнка.
- Знание определенной науки.
- Знать познавательный процесс.
- Реальная жизнь детей взрослых.
- Природа и общество.
- Участие в педагогическом процессе.
- Ребенок – равноправный участник процесса.
На сегодня, антропологический принцип является одним из центральным в педагогике, а антропологические знания – основа профессиональной подготовки будущего педагога. Педагогическая антропология является интегрированным знанием о ребёнке как целостном существе, полноправном участнике воспитательного процесса.
Навигация по статьям